Posted 8 июня 2007,, 20:00

Published 8 июня 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:30

Updated 8 марта, 08:30

Послать по радиоволне

Послать по радиоволне

8 июня 2007, 20:00
На американском радио XM случился грандиозный скандал. Популярные диджеи Оупи и Энтони пропустили в эфир скабрезные рассуждения одного из гостей своего ток-шоу. Некий бездомный Чарли заявил о том, что не прочь оказаться в одной постели с самыми известными женщинами-политиками – Кондолизой Райс, королевой Великобритании

Когда-то ведущих наказывали даже за оговорки и неправильное ударение. Ну, а присутствие в прямом эфире мата и вовсе не обсуждалось. Сегодня же нецензурные выражения уже не в диковинку, и специалисты говорят, что нормативный язык деградирует.

Монолог бездомного Чарли на ток-шоу Оупи и Энтони был настолько откровенным и пошлым, что руководству не оставалось ничего, кроме как уволить ведущих. Правда, диджеев выгнали из эфира всего лишь на месяц. Но не исключено, что эта парочка уже больше никогда не появится на радио ХМ. По крайней мере, те радиостанции, на которых скандалисты успели отметиться ранее, больше не хотят с ними сотрудничать, боясь отзыва лицензии.

Любой «инцидент» в Америке, связанный с непристойным содержанием радиопрограммы, не остается незамеченным: за этим следит комиссия по телекоммуникациям. И, если раньше штраф за ненормативную лексику в эфире был не высок – от 32 долларов, то теперь в законопроект «Об охране приличий на радио и ТВ» внесены изменения. Теперь за матерщину и вульгаризмы руководство этих СМИ платят в десять раз больше. Рекордный штраф в размере 755 тыс. долларов правительство США наложило в 2004 году на радиостанцию Clean Channel за шутки ведущего Говарда Стерна про оральный и анальный секс. Стерн всегда отличался оригинальным пониманием свободы слова и любовью к шуткам ниже пояса, но после этого случая ярый борец с приличиями с позором был уволен.

Но если в Америке вседозволенность хоть как-то прижали, то в России Госдума уже какой год рассматривает законопроект о штрафах СМИ за ненормативную лексику и до сих пор не придет к единому мнению. Впрочем, ведущие за «свободу слова» страдают и у нас.

Современные диджеи, стремясь быть на одной волне с молодежной аудиторией, с удовольствием употребляют сленговые выражения, бранные слова и прочий «букет» фольклора. Но за имидж матерщинника, которого уважает поколение NEXT, можно поплатиться и местом работы. Например, ведущий питерского «Русского радио» Павел Верхов позволил себе выйти в эфир, приняв горячительное. «Стол заказов» начался с пьяного голоса Павла, призывавшего звонить в студию. Потом он стал рассказывать о своих матерных прозвищах, которыми его когда-либо нарекали девушки. И в конце добавил: «Ради секса я поеду куда угодно…» Когда напряжение дошло до предела, Верхов, икая, выдавил из себя: «Секс – это самое лучшее, что может быть в жизни человека». После этих слов начальство отправило болтливого ведущего в долгосрочный отпуск. Такому же наказанию подвергся и Константин Михайлов, в прошлом диджей радио «Максимум». Первый эфир ведущего мог оказаться последним: во время репортажа с фестиваля «Поколение» Михайлов так «нагрузился», что потерял микрофон. Затем написал циничную объяснительную руководству и был таков – разлука с радиостанцией была долгой. А вернувшись в эфир, Константин тут же украсил ночную передачу крепким словцом из пяти букв. К счастью, начальство его не слышало.

Казусные ситуации случались и в эфире «Нашего Радио». Как рассказала «НИ» пресс-атташе Вилена Крушинская, во время утреннего шоу «ШЫзгара» уснул ответственный за службу новостей Борис Барабанов, который до этого работал сутки напролет. И ведущая Оля Максимова, видя, что подходит время выпуска, а коллега не шевелится, позвала его: «Боря, ты где?» Рифмованный ответ последовал незамедлительно: «Где-где, в ……» А так как микрофон Борису выключить забыли, блестящую фразу оценила вся аудитория. За все пришлось отдуваться продюсеру, а диджеям посоветовали впредь быть начеку.

А на «Эхо Москвы» беспрецедентный скандал устроил вип-гость. Интервью с бывшим главой Центробанка Виктором Геращенко до сих пор помнят все сотрудники «Эха». В разгар беседы о покупке ЮКОСа Геращенко просто блистал красноречием: семь раз произнес слово «ж...», четыре раза – слово-паразит и один раз матерный эквивалент «украли». В конце выступления гость пообещал работать над русским языком. Но, как ни странно, радиостанция не понесла никаких наказаний. «За нецензурные высказывания гостя ответственности мы не несем, нет такого закона», – объяснила «НИ» заместитель редактора Марина Королева.

А вот одна из радиостанций Майами за подобные слова высокопоставленного гостя заплатила 4 тыс. долларов. Диджеи утреннего шоу сыграли шутку с самим Фиделем Кастро. Баловники использовали ранее записанный голос лидера Венесуэлы и позвонили кубинскому президенту. В конце разговора диджеи признались, что это была шутка, но Кастро не оценил их юмор и в ответ разразился нецензурной бранью. Предвидеть такой исход ведущие, конечно, не могли, но это не оправдало радиостанцию перед Федеральной комиссией.

Жесткие меры к радиоэфиру ввели и на Украине. В этом году было принято решение штрафовать за непредсказуемое поведение, но не радиостанцию, а непосредственно виновную сторону, например, гостей. И уже есть первые жертвы. В 51 гривну обошлось слушательнице нецензурное высказывание в эфире «Житомирська хвиля». Молодая женщина, поздравляя подругу, украсила пожелания матерным стишком. Сотрудники радиостанции дело так не оставили, разыскали «поэтессу» и направили запрос в милицию.

Московские власти также хотят ввести штраф, но никак не решат, каким он должен быть и за что именно. В прошлом году в столице опять был поднят вопрос о культуре речи в СМИ. Депутат Мосгордумы Николай Губенко выступил с законодательной инициативой: штрафовать средства массовой информации за нецензурную брань. Его оппонентом стал скандальный шоумен Роман Трахтенберг. Он заявил, что «нельзя отнимать лицензию за ненормативные высказывания в прямом эфире, потому что если запретить мат, то 88% русского фольклора исчезнет». Не менее экспрессивный ведущий Отар Кушанашвили, ранее работавший на «Европе Плюс», также считает, что без мата жизни нет. В одном из интервью он сладко произнес: «Да вы посмотрите, как красиво звучит – щата фака ёп тыть. Просто музыка». Но, возможно, эта музыка скоро прекратится, если за вопиющее бескультурье в эфире редакции радиостанций и слушатели будут платить приличные суммы.

"