Рус
Eng

Бог любит всех! Оскароносный фильм «Глаза Тэмми Фей» глазами российского зрителя

Бог любит всех! Оскароносный фильм «Глаза Тэмми Фей» глазами российского зрителя
Бог любит всех! Оскароносный фильм «Глаза Тэмми Фей» глазами российского зрителя
9 апреля, 12:10КультураФото: Кадр из фильма
Кинокартина режиссера Майкла Шоуолтера о нелегкой работе телевизионных проповедников американские и российские зрители оценили по-разному

Сергей Митрофанов

Как всегда, мы говорим о кино, но имеем в виду то, чем оно задевает нас сегодняшних в нашей повседневности. В данном случае речь идет о последнем каннском фестивале и высокой оценке фильма Майкла Шоуолтера «Глаза Тэмми Фэй» (Актриса Джессика Чейстен удостоилась «Оскара» за главную женскую роль).

Для меня же самым удивительным было, как «прочитан» этот фильм в России. Как разоблачение религиозного ханжества в Америке. Как фальшивость протестантской этики вообще. Как очередной реверанс в сторону гей-пропаганды. И как то, что меркантильность побеждает служение Богу, правильное у нас и неправильное у католиков и протестантов Запада.

На самом деле, все не так.

Феномен телеевангелистов, скорее, нам открывает простодушие американцев, поддающихся на очень незамысловатые уловки телеубеждения. Наши герои – чета реальных в жизни Фэй и Джимми Беккеров – вообще никак не старались облапошить аудиторию. Они и сами «верили», по крайней мере, вначале. По сути, они все время произносили одни и те же слова: «Бог вас любит. Бог вас правда любит. Правда-правда». И произносили их с огромной искренностью. Причем, этого вполне хватало, чтобы воодушевить американцев, посеять в них хорошее настроение и настроить на американскую мечту. Точно также Никита Хрущев «продавал» советскому обществу коммунизм, а Брежнев – советский социализм.

Неверно думать, что Беккеры были прожженными коррупционерами и обманщиками.

Они, конечно, получали немалые гонорары за свои выступления, но не бОльшие, чем, скажем, сегодня Соловьев за свои тысячечасовые политические эфиры. И даже вот посмотреть по материальным результатам, что потом им поставили в вину.

Да, купили маме Фэй дорогую шубу (позже она не отдала ее коллекторам), поставили кондиционер для собаки – очень человечно, кстати; потратились на позолоченные (даже не золотые) светильники в ванной комнате, в общем, слезы. Это совсем не вилла Соловьева в Италии. Но, конечно, вы правы, все равно это были деньги жертвователей на богоугодные дела. Которые тоже были отняты у больных и страждущих. Или, как бы у нас сказали, у пенсионеров.

Очень рассердила россиян гей-тема – в фильме и в жизни Фэй Беккер.

Так, рядовой «глубинный» кинозритель свято уверен, что гейская тема в Америке и на Западе – это всего лишь дань ложно понимаемой политкорректности. Оттого-то они, западные кинопроизводители, в каждый фильм и вставляют то гея, то афроамериканца, прямо задолбали нас всем этим. Инверсия же привела к прямо противоположному. О геях теперь в России не говорят, они – враги народа, «черных» не любят, будто мы сами живем теперь на американском Юге в пятидесятых годах прошлого века, а больных СПИДом так и нет больше в природе. Поскольку настоящий патриот СПИДом не болеет.

Тем не менее, будет любопытно узнать, что Фэй Беккер предвосхитила тренд либеральной толерантности еще тогда, когда американское общество находилось под давлением «прототрампистов» – республиканских традиционалистов эпохи президентства Рональда Рейгана, которому телесеть Беккеров «Хвалите Господа» поставляла электорат. Ее с Джимом Беккером канал сильно поддержал Рейгана, но параллельно Фэй брала скандальное интервью у больного СПИДом (к слову сказать, этот больной пережил и Фей Беккер, и Джимми Беккера), а относительно геев твердила такую революционную мантру, что Бог любит ВСЕХ, «правда-правда», за что в конечном итоге и поплатилась. Поскольку начались череда скандалов, развод с мужем, травля таблоидов.

Важная тема, порожденная фильмом – значение «искусства убеждения», то есть пиара.

Если убеждение – прямая и недвусмысленная функция телепроповедников, чуждая, например, православию, а также источник их заработков, то относительно самой функции российское общество так и не определилось.

Говорят, что есть хороший пиар и «черный пиар». Пиарить против фашистов – это хорошо, образ «дяди Сэма» возник во время американо-британской войны и очень хорошо поработал во время Второй мировой войны против гитлеровского нацизма. Продвигать во власть негодяев – это плохо. То есть всё неоднозначно с «убеждением». Хотя в перевернутом российском обществе недавнего общепризнанного «мастера убеждения», который распространял много странных идей, хоронили с огромными государственными почестями, как героя.

Во всяком случае, либеральному российскому дискурсанту очевидно, что зарабатывать на транслировании абстрактных примет божьего промысла не так разрушительно, как убеждать в необходимости гонки вооружения и мытья сапог в Индийском океане. Но последнее называется благородно «политтехнологией» и экспертизой, а то и острым парламентским высказыванием, а осуждают, наказывают почему-то каких-то жалких телепроведников.

В 1988 году Джим Беккер (его играет Эндрю Гарфилд, не хуже, чем Джессика Честейн) получил 45 лет тюремного заключения за мошенничество, а Фэй Беккер, растратив свое обаяние, не справилась с ролью стареющей звезды и умерла от рака в 2007 году. Об этом и была эта «true story» (англ: реальная история).

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter