Posted 8 апреля 2014,, 20:00

Published 8 апреля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:22

Updated 8 марта, 04:22

Служители экрана

8 апреля 2014, 20:00
В Москве состоялось вручение премии «Белый квадрат» за лучшую операторскую работу. Эта премия киноизобразительного искусства родилась 10 лет назад. Церемония награждения выглядела достойно и стильно – это был единственный день в году, когда операторы сами находятся в кадре.

Члены жюри премии выходили из глубины сцены в зал по одному, будто выступая из кадра на «натуру». Светотень, черно-белые тона. Сценическое решение явно удалось организаторам. Замыкал шествие президент премии «Белый квадрат», он же президент Гильдии кинооператоров СК РФ Игорь Клебанов. Он напомнил собравшимся, что буквально через пару недель гильдии «стукнет» 25 лет, а 20 апреля легендарному Вадиму Юсову, стоявшему у истоков кинопремии, исполнилось бы 85. Вадим Иванович ушел от нас в прошлом году. А «Белый квадрат», простившись с кинопленкой, вступил во второе десятилетие.

Ведущий Игорь Золотовицкий говорил, что, мол, мы, актеры, завидуем операторскому братству. И это правда так. А сами операторы демонстрируют верность традициям преемственности, почитания старших, учителей. Премию «За вклад в операторское искусство» имени Сергея Урусевского в этом году вручили Валерию Шувалову. Лауреат работал с Гайдаем, Шахназаровым, Петром Тодоровским, Суриковой, Миттой. Последний и вручал приз, напомнив слова Урусевского о том, что оператор – «это мантра картины».

«Выслушайте благодарственные слова от ихтиозавра…» – так начал свою речь Валерий Павлович Шувалов. Он называл себя везунчиком, перечислял блистательных режиссеров, с которыми довелось поработать. И признался, что по ночам, во сне, снимал кино: после инфаркта, случившегося 15 лет назад, и последовавшего за ним запрета на профессию… То был очень важный момент церемонии, когда люди в зале слушали человека, 15 лет находящегося вне профессии, но в этой профессии уже «прописанного». Очень актуально, неожиданно горько прозвучал отрывок из «Сказки странствий» – фильма-притчи, загадочного, недооцененного, снятого Шуваловым с Александром Миттой. Где Андрей Миронов – странствующий лекарь, философ и ученый Орландо говорит о времени, когда не будет войн: «…Все мы суть крошечные существа, живущие в едином живом организме, имя которому – Земля…И раз уж государства являются частями одного единого живого организма, они должны жить в мире! Ну где это видано, чтобы правое легкое воевало с левым, чтобы печень старалась захватить часть селезенки?»

Приз «Операторское признание» вручили Людмиле Кусаковой, на самой первой премии «Белого квадрата», в 2004-м, участвовавшей в жюри премии.

Заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Государственной премии, лауреат премии «Ника», Кусакова уже 40 лет является знаменитым художником-постановщиком киностудии «Мосфильм». Именно под ее руководством на киноконцерне была построена гигантская декорация под названием «Старая Москва» для фильма Карена Шахназарова «Всадник по имени Смерть». Позже в этой декорации было снято около сорока фильмов, а Москва превращалась то в Питер, то в Тифлис, то в Копенгаген. Душа, цвет, настроение и форма – все это Людмила Кусакова, совершенно выдающаяся персона, которую ценят и любят наши операторы. Среди ее работ – «Обыкновенное чудо» и «Покровские ворота», «Черный монах» и «Город Зеро», «Барышня-крестьянка» и «Звезда».

В пятерке номинантов на премию за лучшую операторскую работу в полнометражном художественном фильме 2013 года были Сергей Мачильский («Зеркала» Марины Мигуновой), Владимир Башта («Географ глобус пропил» Александра Велединского), Ирек Хартович («Легенда № 17» Николая Лебедева), Шандор Беркеши («Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко).

Лауреатом «Белого квадрата» стал Олег Лукичев («Иван, сын Амира»). Как сказал председатель жюри Владимир Климов, «победила картина, в которой больше всего эмоциональности, чувственности, запаха». Лукичев, по торжественному случаю надевший смокинг, искренне радовался, что в зале сидят и болеют за него режиссер Максим Панфилов и актриса Каролина Грушка. В активе Лукичева уже есть «Белый квадрат» за фильм «Garpastum» (2006), а его работа в картине «Иван, сын Амира» отмечена на фестивалях в Благовещенске и Казани. «Хороший сценарий, историческая картина, прекрасная натура Узбекистана и Крыма, замечательные актеры – что еще нужно оператору для полного счастья?.. Нужен режиссер, с которым бы ты одинаково мыслил. Все это совпало на картине «Иван, сын Амира» – Олег Лукичев сегодня в отличной форме, знает, чего хочет, и востребован.

"