Рус
Eng

Квартет Дейва Либмана продемонстрировал москвичам все виды современного креативного джаза

Квартет Дейва Либмана продемонстрировал москвичам все виды современного креативного джаза

Квартет Дейва Либмана продемонстрировал москвичам все виды современного креативного джаза

9 апреля 2013, 00:00
Культура
АЛЕКСАНДР БЕЛЯЕВ
Квартет Дейва Либмана продемонстрировал москвичам все виды современного креативного джаза

В Москве прошел концерт корифея джаза – Дейва Либмана и его коллектива. Зал был полон, треть – джазмены, в числе которых Игорь Бриль, Алексей Круглов… Были и явно случайные люди, ходящие в зал по абонементам. Они, конечно, пребывали в легком шоке. Но кто не в шоке? Как ни готовься к встрече с живым Либманом, как ни считай себя знатоком всяких продвинутых форм джаза, как только эта группа играет первый такт – цепенеешь. Вик Джурис (гитара), Тони Марино (контрабас) и Марко Марчинко (барабаны) играют с Либманом уже лет десять, так что сказать, что они сыграны, – ничего не сказать. Единый организм. Джурис более лиричный и интеллигентный, Марчинко играет роль хулигана. 66-летний Либман отвечает за энергию, Тони Марино – за драйв. Собственный материал и к драйву, и к хулиганству располагает. Такие рифы качающие, что иная фанк-группа отдохнет в сторонке.

В начале 1970-х тенор- и сопрано-саксофонист Дейв Либман играл в коллективе Майлса Девиса. Как известно, все, кто работал с этим гигантом джаза, вписывают себя в историю раз и навсегда. Но если б только это. Либман также работал с Джоном Маклафлином и Элвином Джонсом – барабанщиком Джона Колтрейна. Кстати, именно Колтрейн как раз и «повинен» в том, что юный Либман решил посвятить жизнь новаторскому джазу. В 1976 году, когда музыканту было всего 30 лет (возраст для джазмена ясельный), журнал Downbeat в очередных итогах года поместил Либмана в категорию T.D.W.R. (to deserve wider recognition), то есть «заслуживает большего внимания». С тех пор Либман заслужил всякое внимание, снискал любовь и публики, и критики (еще неизвестно, кто строже и «замороченней») и к сегодняшнему дню превратился в живую легенду.

В конце 1990-х и в новом веке определенной популярностью пользовался его проект-трибьют Джону Колтрейну Saxophone Summit, в котором участвовали Джо Ловано и ныне покойный Майкл Брекер, а затем, на втором альбоме, и сын Колтрейна, Рави Колтрейн. Либман также играл современную классику с ансамблем Ensemble Inter Contemporain композитора Пьера Булеза. Беспредельный человек, короче говоря.

И вот с таким космическим багажом музыкант приезжает к нам. Начали с собственной Smokeatthe Cafe. Продолжили стандартом Stardust Хоги Кармайкла, которую узнать было решительно невозможно. В конце программы вспомнили Lonely Woman – классика авангардного джаза («классика авангарда» – за полвека любой оксюморон становится аксиомой!) Орнетта Коулмена. Каждые минут десять – сюрприз. Только привыкли к чему-то модальному – тут бац и некий фанк. Потом – фьюжн, как в начале 1980-х. В начале второго отделения Либман извлек из кармана некую дудочку. Как блок-флейта, только крошечная, как будто из камыша вырезанная. На ней он исполнил нечто этническое, навеянное путешествиями в Африку.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter