Posted 8 февраля 2015,, 21:00
Published 8 февраля 2015,, 21:00
Modified 8 марта, 03:59
Updated 8 марта, 03:59
Ярким примером того, что сейчас происходит во французском кино, является психологический триллер «Летучий», который снимают режиссеры Кристоф Али и Николя Бонилаури. Это классический французский остросюжетный фильм со звездой французского кинематографа Натали Бэй в главной роли.
В фильме безошибочно угадывается французский стиль, вот только снимается он по большей части не во Франции, а в Люксембурге и Бельгии.
Поскольку значительная часть картины снимается в Великом герцогстве, то в работе участвуют люксембургские специалисты. Причина переноса места съемок исключительно финансовая. Продюсерам удалось добиться гранта в сумме 1 млн. евро от кинорегулятора Фонда фильмов Люксембурга. Деньги по меркам «Летучего» приличные, более трети всего бюджета. Эта картина – один из многих французских проектов, который по финансовым причинам снимается за границей.
И эта тенденция является одной из главных угроз богатому традициями французскому кино.
Национальный центр кинематографии, главная регулирующая организация французского кино, выделяла на съемки бюджетные миллионы, но глубокий кризис, а затем и рецессия наложили отпечаток и на кино. Бюджет Центра в последние пару лет резко сократился. Не лучше обстоят дела и у телекомпаний, которых французские законы обязывают вкладывать деньги в национальное кино. Их доходы тоже сильно уменьшились. Телевизионщикам сейчас приходится тщательно отбирать проекты. Неудивительно, что они предпочитают вкладывать деньги в картины, которые будут собирать полные залы.
В результате совпадения сразу нескольких негативных причин и обстоятельств малобюджетные проекты типа «Летучего», бюджет которого составляет около 3 млн. евро, вынуждены сами искать инвесторов.
Статистика утверждает, что в первые 9 месяцев 2014 года 22% французских картин снимались за границей. В 2012 году, который французские кинематографисты называют «черным» из-за многочисленных трудностей, среди картин с бюджетом от 10 до 20 млн. евро эта цифра, по данным Федерации кино Франции (Ficam), составляла 50%, а среди картин дешевле 10 млн. евро – 21%.
При переезде за границу меняется, конечно, и съемочная группа, потому что контракты с местными властями имеют пункт об обязательном использовании местных специалистов. Так что французских технических работников часто приходится заменять. Получается, что, кроме опасений, что во Франции просто разучатся снимать кино, существуют и вполне реальные опасения роста и без того немалой безработицы среди кинематографистов.
Специалисты во Франции бьют тревогу, но, по мнению главного люксембургского киночиновника Гая Далейдена, директора Фонда фильмов Люксембурга, все справедливо – «кто платит, тот и заказывает музыку».
Сложные схемы финансирования нередко затрудняют выполнение контракта. Каждый из инвесторов включает в контракт пункт, согласно которому 51% всех съемок должен проходить на территории его страны или региона. В «Летучем» инвесторов и, следовательно, стран три, и в каждой необходимо снимать не меньше 51%!
В правительстве Пятой республики понимают всю опасность создавшегося положения. В Министерстве культуры не сидят сложа руки. Определенные налоговые льготы для малобюджетных фильмов помогли в начале 2014 года несколько снизить количество снимаемых за рубежом картин, но даже с учетом последних мер кино намного выгоднее снимать в соседних Люксембурге и Бельгии. Например, в Бельгии налоговые льготы распространяются почти на половину (45%) всех затрат. Во Франции список «льготных» расходов в полтора раза меньше – 30%. Причем скидки действуют лишь в малобюджетном кино.
«Бельгийская система значительно эффективнее нашей», – вынужден признать представитель Ficam Стефан Бедин в интервью New York Times.
Ficam сумел убедить Центр кинематографии расширить с 1 января 2016 года налоговые льготы и на среднебюджетные картины с бюджетом от 4 до 7 млн. евро. Чиновники надеются уменьшить количество снимаемых за границей фильмов. Для того, чтобы получить льготы, естественно, придется снимать фильм на территории Франции. Съемки за границей можно в таких случаях проводить лишь в тех случаях, если они необходимы по сценарию. Впрочем, согласятся ли французские продюсеры и режиссеры работать дома, на родине кино, а не ехать пусть и на недалекую, но все же чужбину – большой вопрос. Дым отечества, конечно, сладок и приятен, но и в кино сейчас многое решают финансы.
В то время, как во Франции опасаются упадка национального кино, в соседних странах оно процветает. Наплыв французских фильмов привел к тому, что в Люксембурге, например, шесть местных продюсерских компаний решили создать второй крупный студийный комплекс Filmland.