Posted 8 февраля 2009,, 21:00

Published 8 февраля 2009,, 21:00

Modified 8 марта, 07:40

Updated 8 марта, 07:40

Просто кино

Просто кино

8 февраля 2009, 21:00
В минувшую пятницу в Пресненском суде Москвы состоялось судебное заседание по иску кинематографистов Василия Ливанова, Владимира Наумова, Клима Лаврентьева и Николая Бородачева, которые требуют признать седьмой съезд Союза кинематографистов РФ нелегитимным. Однако судья перенесла встречу на 19 февраля – к этому времени

По утверждению адвоката ответчиков Сталины Гуревич, несмотря на то что Минюст РФ 2 февраля отказался зарегистрировать Хуциева в качестве председателя союза, ссылаясь на оформленные ненадлежащим образом документы, Марлен Мартыновыч все же является законно избранным председателем до тех пор, пока суд не докажет нелегитимность прошедшего съезда. При таком раскладе Никита Михалков теперь не председатель, а просто член Союза кинематографистов. Суд пока только начал разбираться в хитросплетениях кинематографических собраний. И подводных течений с острыми камнями здесь немало.

Ливанов, Наумов, Лаврентьев и Бородачев в качестве основной претензии выдвигают такую: были ущемлены их права, поскольку им не сообщили дату собрания, на котором режиссеры, осветители, операторы и другие работники киноиндустрии накануне съезда выбирают делегатов. В свою очередь, представитель ответчиков поинтересовалась, кто из истцов является членом правления СК. Как выяснилось, это Василий Ливанов. Тогда возник вопрос, каким образом член правления мог не знать о предстоящих собраниях, если в обязанности правления как раз и входит устраивать эти самые собрания.

Но самая большая путаница возникла, когда стали разбираться в том, как проходило выдвижение делегатов и был ли на самом деле этот пресловутый кворум. Привести точные данные по тому, сколько человек входит в ту или иную гильдию, представитель ответчиков не смогла.

Судья Татьяна Печенина проявила интерес к документам, связанным с проведением предыдущего, шестого съезда Союза кинематографистов, и попросила всю эту документацию предъявить на следующем заседании (итоги шестого съезда также оспаривались в Пресненском суде Москвы).

Истцы и ответчики настроены решительно. В том случае, если решение Пресненского суда будет вынесено не в пользу ответчиков, они, по словам адвоката Сталины Гуревич, намерены обжаловать это решение в Мосгорсуде, в Верховном суде или в крайнем случае – в Европейском. «Надеемся, что административного ресурса Никиты Сергеевича на Европейский суд не хватит. Поэтому будем биться до конца», – сказала госпожа Гуревич корреспонденту «НИ». Никита Михалков, в свою очередь, до 1 апреля собирается провести внеочередной съезд Союза кинематографистов.

Никита МИХАЛКОВ, кинорежиссер:
– Ливанов и Наумов подали в суд из-за того, что их права были ущемлены. Ведь делегатов избирали так, что не были избраны ни Василий Ливанов, ни я, ни Сергей Соловьев. Дело тут не в какой-то личной обиде, а в том, что не были выбраны действующие режиссеры. Я за две недели до съезда получил протокол заседаний, на которых выбирали делегатов. Там написано «кворум» и рядом слово «есть». Вот на таком уровне все было оформлено. Я говорил: «Ребята, это все будет полная лажа, две недели до съезда, давайте проведем нормальные собрания». За пять дней до съезда говорил. Нет, не послушали. Я 13 раз выходил к микрофону со словами: «Нельзя этого делать, это не съезд, давайте просто проведем собрание, поговорим про кино, про наши дела». 5 миллионов рублей потратили на этот съезд! Понадеялись на авось, что и так все обойдется. Юриста согнали с трибуны, не стали его слушать. Уходя, я сказал, что поздравляю Марлена Мартыновича, но что все это безнравственно по отношению к нему, он заложник ситуации. Я-то и так собирался уходить. Но мне небезразлично, кто будет во главе Союза. Почему не захотели выбрать Пореченкова? Что он им сделал плохого? Молодой, медийный, креативный. Я бы ему помог.
Судебное заседание было перенесено, мы ожидали этого. 19 февраля тоже ничего не будет, это ведь даже не суд, а досудебная подготовка. На это заседание кто-то может не прийти, заболеть и так далее, и все снова перенесется. Но все эти задержки парализуют деятельность Союза. Минюст обязал разобраться с делами Союза до 1 апреля, иначе Союз просто может прекратить свое существование. Поэтому мы обязаны провести съезд. Альтернативы нет. У нас нет другого выхода. И то, чего я не мог говорить раньше, в силу того, что так воспитан, я скажу на этом съезде. И покажу документы, от которых всем станет дурно.
Юрий БОГОМОЛОВ, член правления СК России, кинокритик:
– Начавшийся процесс свидетельствует об очень зыбкой позиции господ-истцов – Ливанова и других. Выяснилось, что Ливанов, так же как, я думаю, и Клим Лаврентьев (Лаврентьев несколько лет был первым секретарем СК. – «НИ») являются одними из тех, кто руководил Союзом, и по факту должны были контролировать процесс избрания и подготовки самого съезда. Практически они обратились с иском к самим себе. Кроме того, судья заинтересовалась общей практикой выборов делегатов на предыдущие съезды, и, в частности, на шестой съезд, который был точно такой же. И он тоже закончился судебным процессом. Но тогда Михалкову, скажем так, удалось обаять юстицию и продавить свое решение. Видимо, очень многое сейчас зависит от того, удастся ли все-таки стороне Михалкова включить какой-то административный ресурс, медийный ресурс, федеральные телеканалы для того, чтобы оказать давление на исход этого процесса. Посмотрим, как будет развиваться дело, но хорошо уже то, что этот процесс будет продолжен. Мне кажется, что, проиграв ситуацию в открытой дискуссии на съезде, Михалков и его команда пытаются ее переиграть, выиграть в околокинематографических кругах. Наверху, в органах юстиции, в СМИ и так далее.
Опрос провела Александра ИВАНОВА

"