Posted 8 февраля 2006,, 21:00

Published 8 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:21

Updated 8 марта, 09:21

Содрать три шкуры

Содрать три шкуры

8 февраля 2006, 21:00
Время для проведения кинофестиваля в Будапеште (31 января – 7 февраля) выбрано на редкость удачно: как раз между Роттердамом и Берлином. Фестивальные отборщики всего мира, не желая прерывать свое европейское турне, с удовольствием проводят здесь несколько дней и смотрят все венгерское кино подряд, что на пользу и им, и

На Будапештском фестивале было показано 25 игровых фильмов, произведенных за год, что для такой маленькой страны, как Венгрия, совсем не плохо. Пережив, как и другие бывшие соцстраны, кризис, венгерская кинематография выбралась из него быстрее других. Работает и старшее поколение: Миклош Янчо, Карой Макк, Петер Бачо, Иштван Сабо, и молодежь, быстро и жадно осваивающая новый язык, новые технологии, новые темы.

Обычный рутинный ход очередной, 37-й Недели венгерского кино прерывался на этот раз по меньшей мере дважды. В центре первого драматического сюжета оказался не кто иной, как Иштван Сабо. За несколько дней до начала фестиваля в венгерской прессе были опубликованы материалы, компрометирующие выдающегося режиссера, что немедленно получило широкую огласку за пределами страны. Речь в статье шла о том, что в 56-м году, когда Сабо учился в колледже (понятно, что студенты-интеллектуалы не сочувствовали советскому режиму), за ним и еще тремя его сокурсниками в одну прекрасную ночь приехали на трех «Победах» и забрали их в Большой дом. Через некоторое время Сабо оттуда вышел. Правда, весь избитый. И вот, спустя пятьдесят лет, кому-то не дает покоя вопрос, почему КГБ Сабо отпустил. Хорошо покопавшись в архивах Госбезопасности, газетчики обнаружили подписанные Иштваном Сабо протоколы допроса. На пресс-конференции те самые сокурсники Сабо, в том числе известный режиссер Янош Рожа, сделали заявление, почти полностью оправдывающее режиссера: дескать, пожили бы с наше тогда, в атмосфере страха, чтобы судить, а кроме того, спасибо Сабо, что мы вообще живы, поскольку он «признался» в какой-то ерунде, умолчав о самом серьезном. Сабо отмалчивался, но когда дошла очередь до него, сказал лишь: «Смотрите мои фильмы, особенно «Доверие», в них все сказано».

Второй скандал вызвал фильм «Таксидермия». Молодой режиссер Дьердь Палфи обратил на себя внимание предыдущей картиной «Икота», которая прошла по всем международным фестивалям и получила приз Европейской киноакадемии. Узнать автора тихой деревенской, такой гуманной картины про старичков (она скоро будет показана по телеканалу «Культура») в хулигане, сделавшем шоковую «Таксидермию», совершенно невозможно. Фильм состоит из трех частей – про дедушку, про папу и про сына. Дедушка живет в деревенской глуши, сексуально озабочен и среди свинства и натуральных свиней зачинает сына (с атавистическим отростком в виде свинского хвостика). Сын – герой второй новеллы – вырастает из «свиненка» в «свина» и превращается в Тело. Огромное раскормленное тело, которое из своей неуемной потребности постоянно его насыщать становится чемпионом по быстроте и количеству пожирания пищи. В третьей новелле на авансцену выходит сын, которого родил спортсмен и его жена. Однако сын у толстяков получился хлипким и тщедушным, и профессией своей выбрал сдирать кожу с животных и делать из них чучела. Конец фильма лучше не пересказывать, воздержавшись от излишнего натурализма даже в словах. Довольно противное – но безупречное кинематографически, прекрасно смонтированное и снятое зрелище (картина по справедливости получила множество призов фестиваля, начиная с главного). Фильм, безусловно, прозвучит не на одном фестивале (фестивали такое любят), но, по большому счету, никакой другой мысли, кроме нехитрой идеи о биологическом сходстве людей и животных, в ней нет.

Автор этих строк занималась отбором венгерских картин на предстоящий Московский кинофестиваль. В сферу внимания – помимо вышеупомянутого – попали также фильмы Йожефа Пачковского («Украденные фотографии») и Петера Тимара («Князь тьмы дает отсрочку»). Оба режиссера являются постоянными участниками московских МКФ – имя Пачковского наш фестиваль открыл в 1995 году («Удивительное путешествие Корнела Эшти»), Петер Тимар впервые был в Москве с замечательной «футбольной» комедией «6:3».

"