Рус
Eng
Генеральный продюсер Ретро FM Владимир Иваненко

Генеральный продюсер Ретро FM Владимир Иваненко

8 декабря 2014, 00:00
Культура
Ирина МУСТАФИНА
В этом году фестиваль «Легенды Ретро FM», который пройдет 13 декабря в Москве в «Олимпийском» и 20 декабря в «Ледовом дворце» Санкт-Петербурга, отмечает десятилетие. Незадолго до события генеральный продюсер Ретро FM и автор проекта Владимир ИВАНЕНКО рассказал «НИ» о концепции фестиваля, причинах популярности «ностальг

– Владимир, в этом году фестиваль «Легенды Ретро FM» проходит уже в десятый раз. Как человек, стоявший у истоков, расскажите, пожалуйста, как возникла идея организации такого большого ежегодного события?

– В 2005 году, когда мы работали над первыми «Легендами Ретро FM», нашей радиостанции только исполнилось два года. Многие ее конкуренты из нынешнего списка ТОП-10 к тому времени уже не только существовали, но и были весьма успешными. И уже проводили свои крупномасштабные фестивали, направленные на продвижение радиостанций и собиравшие десятки тысяч зрителей. В этой ситуации нам нужно было действовать быстро и изобретать что-то такое, чего до нас не делали. К счастью, это было время роста и усиления «ностальгического тренда», который, как мы теперь видим, с годами стал только актуальнее. Тогда, в начале нулевых, ветер дул в нашу сторону – прогремевшие в конце 90-х яркие ретро-проекты, такие как «Старые песни о главном» или «Намедни» Леонида Парфенова, помогли переосмыслению наследия СССР. Люди все чаще стали вспоминать о тех временах без какого-либо негатива. Отношение к звездам и эпохи диско, и эпохи Перестройки становилось все более сентиментальным. И на этом фоне наша идея возрождения легендарных групп и возвращения на сцену артистов 70-х, 80-х и 90-х годов, что называется, сразу пошла в народ. Нам довольно быстро удалось уговорить снова выйти на сцену «Мираж» и «Ласковый май» в исторических золотых составах. С западными музыкантами, закончившими карьеру к тому времени, было сложнее. Многие из них не верили в возможность «второй жизни», в то, что они по-прежнему нужны своим фанатам. У кого-то уже давно был сторонний успешный бизнес. Некоторых настораживало, что такой запрос приходит из России. И тем не менее после долгих и сложных переговоров нам удалось заново собрать одну из самых ярких европейских «супергрупп» 80-х «Dschinghis Khan» («Чингисхан»). Никогда еще этот немецкий коллектив не приезжал ни в Советский союз, ни в Россию. Так что момент первой встречи оригинальных участников «Чингисхана» с теперь уже российскими поклонниками был из разряда таких, что запоминаются на всю жизнь. Мы постарались сделать для них настоящее большое шоу с театральными костюмами, фейерверками, спецэффектами, декорациями. Потом такое оформление стало визитной карточкой, узнаваемой упаковкой «Легенд Ретро FM». А за знаменитыми немцами последовали «Арабески», «Сикрет Сервис» и другие музыкальные проекты, которые мы заново запустили на орбиту.

– Наверное, вам с каждым годом все труднее находить звезд, которых можно было бы возродить, и проекты, предполагающие громкое «воссоединение»?

– Конечно. И тем не менее пока нам все же удается раз в год произносить это сладкое слово «впервые». Вот, например, в 2012-м впервые почти за 30 лет – то есть впервые в России и только на нашем фестивале выступил Джанни Моранди. Это настоящая легенда итальянской эстрады, такая же, как Челентано. Шикарно выглядит, поет вживую так, что многим нынешним звездам и не снилось. А в прошлом году мы вернули российским поклонникам замечательного эстонского певца Тыниса Мяги. Это было его первое большое выступление в нашей стране со времен СССР. Для нас большая честь, что это произошло именно на фестивале Ретро FM.

– Есть мнение, что многие западные артисты той эпохи в своих странах уже давно не собирают залы, а Россия, где их еще помнят, является единственным источником дохода…

– Да, это распространенная теория, что к нам едут только те, кого соотечественники уже позабыли. За годы работы Ретро FM мы достаточно близко познакомились с популярными зарубежными артистами. Вот, например, в прошлом году у нас был интересный проект: слушатели Ретро FM почти неделю гостили дома у Аль Бано. И мы могли сами наблюдать, как перед ним в Италии раскрываются все двери, и любой житель страны считает за честь пожать ему руку. У такой легенды 80-х, как Аль Бано, вообще, как выяснилось, дико насыщенная жизнь: он желанный гость на любом событии в любой стране в диапазоне от Канады до Эфиопии. Вообще, ностальгия – это не только в России. Возможно, дело в том, что современная музыкальная индустрия мало что может предложить. Часто все новое, что появляется на музыкальном рынке, сделано по рецептам и формулам 70-80-х годов, подаривших миру невероятное количество суперзвезд и золотых хитов. Ну вот, к примеру, только ленивый не сравнил Мадонну и Леди Гагу. Наверное, сейчас время повторов, поэтому люди и стремятся за яркими впечатлениями к оригиналу, первоисточнику.

– Что мешает современным артистам придумать что-то новое?

– Может быть, недостаток времени, всеобщая информационная перегрузка, и как следствие дефицит новых идей. Нет времени на творчество, время сжимается - Интернет, социальные сети, интервью, ток-шоу, папарацци. На продажи от дисков уже не проживешь, приходится постоянно крутиться, не вылезать из гастролей. Однако «служенье муз не терпит суеты». Поэтому жизнь современных хитов часто коротка, и вероятность появления новой Мадонны или Пугачевой пока под большим вопросом.

– Какие сюрпризы вы приготовили для зрителей юбилейного, десятого шоу?

– В «Олимпийском» выступят самые яркие звезды предыдущих девяти фестивалей, каждый из которых споет песни, ранее не звучавшие на «Легендах Ретро FM». Мы вспомним, с чего начинался наш проект, как это было в первый раз – прошло ведь очень интересное десятилетие. То есть это будет парадоксальное явление: ностальгия по ностальгии. А 20 декабря мы отметим юбилей с петербургскими зрителями – концепция та же, но немного другой состав артистов.

– Окупается ли в нашей стране проведение подобных фестивалей?

– Как правило, фестивали, которые проводят радиостанции, – это подарок для их слушателей и соревнование, кто сделает лучше. Это также и неподвластные финансовым кризисам гонорары западных звезд, и растущие расходы на новые концертные технологии. Насколько мы знаем, все мероприятия такого рода – это лишь затраты и инвестиции. Это оборотная сторона доступных цен на билеты и дорогостоящего стадионного шоу, рассчитанного на то, чтобы понравиться всем зрителям, и на производство яркой телеверсии, достойной того, чтобы показать ее в Новый год на главных федеральных телеканалах страны.

Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter