Posted 7 ноября 2013,, 20:00

Published 7 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 02:13

Updated 8 марта, 02:13

Музыкант Евгений Хавтан

Музыкант Евгений Хавтан

7 ноября 2013, 20:00
Интервью «Новым Известиям» Евгений ХАВТАН дал незадолго до юбилея – 30-летия группы «Браво», которая совершенно не чувствует своего возраста и отмечает юбилей не в пафосном дворце, а в рок-н-ролльном клубе. Музыкант рассказал «НИ» о новом альбоме, перспективах возрождения худсоветов и о том, как опасно поддерживать пол

– Группа «Браво» отмечает 30-летие концертом в одном из столичных клубов. Почему в клубе, а не в торжественной обстановке Кремля или «Крокуса»?

– Мне кажется, это клише, что с торжественностью ассоциируется Кремль или «Крокус». Мы играли в «Крокусе», и при всем уважении к этому хорошему залу – это не наш зал. Он плохо подходит для наших концертов и для сегодняшнего формата «Браво». В Кремле мы играли трижды – там мне вообще не понравилось. Там очень тяжело работать, поэтому мне показалось логичным выбрать какую-то рок-н-ролльную площадку в Москве.

– Говорят, что юбилеи в Кремле больше похожи на репетиции похорон.

– Типа того. Я пересмотрел старые записи наших кремлевских концертов и подумал: а ну его…

– 30-летие группы – это для вас значимая дата?

– Да я вообще забыл об этом. Кто-то из поклонников случайно напомнил на форуме, что в этом году «Браво» исполняется 30 лет. И я подумал, что надо сделать концерт. Юбилейных туров по стране на этот раз не будет, потому что программа, которую мы готовим к Москве и Питеру, – она абсолютно нетранспортабельна по количеству людей и служб, которые будут участвовать. Поэтому мы решили сделать концерты только в Москве и Санкт-Петербурге. Возможно, будут точечные выезды, но масштабный тур устроить невозможно.

– Программа планируется хитово-юбилейная или будет упор на наше время?

– Я думал, какую сделать программу... Хочется, чтобы мне самому как музыканту было интересно на сцене. Поэтому мы покажем в большей степени сегодняшнее «Браво», нежели хвосты, которые тянутся из истории. Они мне по-своему дороги, но мне интереснее то, что я делаю сейчас.

– Будут и совсем новые песни, с будущего альбома?

– Да. Он уже готов процентов на 50. Только что разместили везде новую песню «DJ Фантомас» – сейчас это очень просто делается, не нужно посредников. Есть «персональный Иисус» в виде YouTube – закидываешь песни и ждешь обратной связи. Альбом в голове у меня готов, а на 50 процентов даже и записан. Надеюсь, что к весне мы его уже сделаем.

– Предыдущий альбом «Мода» был выпущен после серьезного перерыва. Вы были удивлены тому, с каким позитивом его встретили и критики, и публика?

– Я по традиции ожидал крепко получить по морде. Когда группа долго, лет по 5–10, не выпускает альбом, все его ждут, а потом обязательно ругают – даже если альбом очень хороший, поклонники найдут, в чем разочароваться. А диск «Мода» был очень хорошо принят. Объективная критика, конечно, важна, но для меня самый большой показатель – это то, что мы до сих пор играем 80% песен с альбома на концертах. А из предыдущих мы играем по одной-две песни, больше не складывалось.

– Раньше люди носили друг другу диски, переписывали, слушали, месяцами обсуждали. Теперь ссылочку «ВКонтакте» кинут – и на этом, как правило, все. Интернет для музыки – это зло или все-таки благо?

– Да, действительно, все процессы сильно ускорились. Мне вчера нужно было принести песни на эфир, и с трудом вспомнил, как их нарезать. Давно этого не делал, и технология подзабылась, все же сразу выкладывается с компьютера в Сеть. А у Интернета, конечно, есть и положительные, и отрицательные стороны. Большой минус – в том, что это помойка, где трудно отыскать что-то хорошее. Если у тебя нет своего сформировавшегося вкуса, ты будешь сначала тыкаться на голые задницы и на баннеры со словом «ржака»...

– Некоторые на этом уровне так и остаются.

– Ну, это от уровня IQ в голове зависит. А плюс в том, что перед тобой в Интернете нет адвоката – ты просто выкладываешь песню и получаешь реакцию. Правда, у хороших песен моих любимых ансамблей обычно не больше 100 тысяч прослушиваний, а та самая «ржака» или приколы собирают полмиллиона за полдня.

– Новый альбом вы опять записываете с американцем Гианом Райтом?

– Да, я в августе был в Лос-Анджелесе, и мы сделали какую-то часть работы. Может быть, придется встретиться еще раз. Технология опробована во время записи «Моды». Мы пишемся у меня в гараже, потом отправляем в Америку, Гиан это миксует, затем миксы летят в Лондон к инженеру, с которым мы уже работали.

Фото: PAPARAZZI.RU

– А «в гараже» – это действительно в гараже или фигура речи?

– Нет, это настоящий гараж моего дома. Там оборудована студия. У всех в моем поселке гаражи.

– Вечером после выборов московского мэра ваши песни звучали на «концерте победителей». Канал «Дождь» даже сказал, что выступает группа «Браво» и лишь потом поправились, отметив, что это был Валерий Сюткин.

– Отношусь к этому абсолютно нормально. Ну, а что я мог сделать? Песни – это как птицы, которые выпущены на волю, я же не буду их запрещать. Песня про Москву была написана от чистого сердца. А в каких целях она была использована? Знаете, и оружие может быть использовано в разных целях. Единственное – мне обидно, когда меня путают с кем-то. Я совсем не такой (смеется).

– Наверно, некоторые в тот момент подумали: надо же, какой Хавтан ушлый, и вашим, и нашим.

– Возможно. Но это просто была ошибка ведущих. К сожалению, на радио и телевидении сейчас есть много людей, которых трудно понять и которые просто не в курсе того, о чем говорят. Не все, конечно, но таких достаточно.

– В обществе продолжает расти поляризация. Среди ваших коллег нет таких, кто потерял рукопожатность, оказавшись в противоположном лагере?

– Я думал об этом и понял, что нет смысла в каких-то публичных проявлениях неуважения. Нужно разделять творчество музыканта и его жизнь, его позицию. Раньше я это абсолютно ассоциировал в том числе и в случае с западными артистами. Мне представлялось, что если человек поет такие прекрасные песни про любовь, то он и жену не бьет, и животных не убивает. А это ведь не всегда так, и я понял, что нужно разделять художника и гражданина. За последние три года в связи с обострением социальных событий в нашей стране я сильно изменил отношение ко многим коллегам, но я не перестану с ними здороваться и подавать руку.

– У вас не было проблем в связи с оппозиционным настроем? Может быть, куда-то не пустили, что-то запретили, где-то сказали «лучше не надо»?

– У меня нет оппозиционного настроя, просто мне не нравится, когда беззащитных людей обижают. Я не собираюсь устраивать революций, но считаю нужным высказывать человеческую, гражданскую позицию.

– Как сказал Василий Уткин, «я не оппозиция, я просто здесь живу».

– Вот! Точно сказано, я с ним согласен на 100 процентов. Я живу в этом городе, это мой город. Я в нем родился – почему я должен молчать? Хочется писать песни и жить в стране, где люди счастливы и спокойны. Мне, наверно, повезло, что среда, в которой я общаюсь, очень толерантна к национальности, вероисповеданию и т. д. Очень плохо, что в обществе растет подобная неприязнь. Это хреновая тенденция, и любой, у кого есть три извилины в голове, должен это понимать. Ясно же, чем все это заканчивается.

– Как вы думаете, полоса всевозможных запретов приведет к возрождению цензуры и худсоветов?

– Я это всё прошел в 1980-х, и практика показала, что от этого ничего не изменится. Что, музыканты перестанут песни писать? Я, конечно, против худсоветов. В Европе есть какие-то органы, которые не пускают на телевидение спорные номера. Но где у нас взять людей, которым можно доверить этот отбор? Сразу же понятно, что своих будут протаскивать, чужих запрещать. По российской традиции эти худсоветы должны мгновенно коррумпироваться и начать решать свои вопросы, далекие от защиты нравственности.

– А вас не звали в какие-нибудь общественные советы?

– Мне почему-то кажется, что я не котируюсь в околовластных кругах – меня туда не позовут. Да я и не хочу участвовать ни в каких худсоветах и брать на себя ответственность за других артистов.

– Сильно ли изменилась ваша публика на концертах за последние тридцать лет?

– Публика – это срез нашего общества, там есть очень разные люди. Единственное, они со временем стали чуть моложе, и мне это очень нравится. Они также хотят слушать музыку, ходить в кино, влюбляться, развлекаться – любая молодежь во всем мире во все времена одинаковая.

– А музыкальные вкусы соотечественников за последние десятилетия, на ваш взгляд, тоже не поменялись существенно?

– Вкус – это то, что мама с папой тебе дома привили, потом школа, двор, круг общения... А потом ты сам выбираешь, что из этого оставить. Радиостанции точно не решают вопросы воспитания вкуса. Не секрет, что немалая часть станций убыточна, поэтому только единицы заботятся о воспитании вкуса слушателей, а в основном все заняты проблемами собственного выживания и привлечения рекламодателей. В Интернете можно найти что угодно, но чтобы знать, что искать, нужно обладать какими-то зачатками музыкального воспитания, ориентирами, с которыми сейчас туго. О чем говорить, если нет ни одного журнала, посвященного русской рок-музыке, и всего одна радиостанция?

– Есть ли молодые музыканты, которым вы хотели бы помочь, – советом ли, приглашением на разогрев?

– Я ставлю себя на место этих молодых музыкантов. Если бы мне в восемьдесят каком-то году большие «монстры» предложили бы помощь, я бы послал их на фиг. Можно прислушиваться к советам, но не нужно, чтобы опекали. Потому что в любом случае этот помогающий человек – не обязательно называть его продюсером – начинает что-то в тебе менять. И в этот момент только очень сильный человек сумеет остаться самим собой, сохранить индивидуальность. А симпатичных групп сейчас появилось много. И я по-прежнему убежден, что музыкант – это лучшая из профессий, даже несмотря на то что авторитет, к примеру, рок-музыкантов сейчас уже не тот, что в 1980-е. Я какое-то время ходил на работу в проектный институт: это был ад – каждое утро вставать, ездить в переполненном метро и потом сидеть среди людей, также ненавидящих эту профессию. Со своей работы я никогда не мечтаю смыться. Я занимаюсь тем, чем всегда хотел заниматься, о чем мечтал еще в школе.

– Как сказал Олег Митяев, «хорошо: привозят тебя, встречают, кормят... вот если бы еще и не петь...»

– Ну да. Мне, правда, последняя часть больше всего нравится…

– А что же вы так долго не решались запеть и искали в группу вокалистов?

– Не знаю, может быть, скромность природная не позволяла, неуверенность в себе. Важно же отвечать за слова, которые ты произносишь со сцены.

СПРАВКА «НИ»

Евгений ХАВТАН, лидер группы «Браво», родился 16 октября 1961 года в Москве. Играть на гитаре начал в школьном возрасте. Окончив школу, поступил в Московский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1983 году Хавтан, будучи уже опытным гитаристом, присоединился к группе Гарика Сукачева «Постскриптум». Сильные различия в увлечениях и стиле музыкантов привели к тому, что «Постскриптум» после этого практически распался, а Хавтан и ударник группы Павел Кузин создали свой коллектив, играющий музыку в стиле 1960-х годов. Состав новой группы был укомплектован саксофонистом Александром Степаненко, басистом Андреем Конусовым и вокалисткой Ивонной Андерс (настоящее имя – Жанна Агузарова), подруга которой и придумала название «Браво». Группа, не имевшая официальной регистрации, начала выступать подпольно. После одного из таких выступлений участники были задержаны за «нелегальную предпринимательскую деятельность», было возбуждено уголовное дело, а Хавтан отчислен из института. Благодаря сотрудничеству с Московской Рок-лабораторией Хавтану удалось избежать закрытия группы. В дальнейшем «Браво» претерпело многочисленные изменения состава, Евгений оставался единственным неизменным участником группы и автором музыки. После многочисленных смен вокалистов Хавтан начал часть песен петь сам, разделяя обязанности вокалиста с Робертом Ленцем. Евгений также пробовал себя в сольном творчестве. Группа «Браво» выпустила 9 альбомов – «Bravo» (1987), «Ансамбль Браво» (1987), «Стиляги из Москвы» (1990), «Московский бит» (1993), «Дорога в облака» (1994), «На перекрестках весны» (1996), «Хиты про любовь» (1998), «Евгеника» (2001), «Мода» (2011).

"