Рус
Eng
Человек-театр: в серии ЖЗЛ вышла биография Олега Ефремова

Человек-театр: в серии ЖЗЛ вышла биография Олега Ефремова

8 октября , 12:01Культура
На презентации этой книги встал вопрос о публикации «Дневников» режиссера, в которых встречаются неполиткорректные оценки оппонентов Ефремова.

Анжелика Заозерская

В горьковском МХАТе состоялась презентация книги Елены Черниковой "Олег Ефремов: человек-театр", вышедшая в серии ЖЗЛ. Автор - журналист, драматург, в течение нескольких лет работала в архивах Московского Художественного театра, изучая жизнь и творчество Олега Ефремова. С героем своей книги она, племянница советского композитора Вячеслава Овчинникова, была знакома с детства. Олег Ефремов снимался в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир" в роли Долохова, а ее дядя сочинял музыку к этой картине. В экранизации романа Льва Толстого сыграла целая плеяда мхатовских артистов: Виктор Станицын, Анатолий Кторов, Анастасия Вертинская, Олег Табаков и другие, а в сознании Елены Черниковой Олег Ефремов так и остался "бравым гусаром", о чем она рассказала на своей презентации.

Автор книги вспомнила и любопытное сравнение, которое дал Ефремову испанский режиссер Анхель Гутьеррес, с ним Олег Николаевич был особенно дружен в последние годы жизни:

- Мне довелось общаться с близким другом Олега Николаевича Анхелем Гутьерресом, который много нового рассказал именно о последнем периоде жизни Олега Ефремова, и который называл его "Дон Кихотом театра". Олег Николаевич в последнее время ни с кем так много не общался, как с ним...

Неизбежно на презентации книги возник вопрос о том, как "Дон Кихот театра" Олег Ефремов в 1987 году избавился от части труппы Московского Художественного театра, и эту часть забрала в свой МХАТ имени Горького Татьяна Доронина. В стенах горьковского МХАТа вряд ли найдется осведомленный человек, который возьмется отрицать благородство Татьяны Васильевны в отношении аутсайдеров ефремовского МХАТа. Некоторые из старейшин до сих пор служат в труппе горьковского театра и хорошо помнят каких сил стоило Татьяне Дорониной создать альтернативный театр, где не было звезд - кроме самой Дорониной, но были очень хорошие артисты.

Из репертуара чеховского МХАТа на сцене горьковского шел только один спектакль "Валентин и Валентина" в постановке Олега Ефремова, о чем напомнил народный артист России Валентин Клементьев. Якобы есть планы по реставрации этой постановки в горьковском МХАТе. Худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков на презентации книги Елены Черниковой высоко оценил творческое наследие президента театра Татьяны Дорониной:

- Я глубоко чту наследие Татьяны Васильевны Дорониной. Созданное Татьяной Дорониной в нашем театре, - это удивительный антропологический эксперимент, который нужно изучать. Я считаю, что Татьяне Васильевне удалось сохранить важнейшие смыслы Московского Художественного театра.

Новый худрук театра (руководит с декабря 2018 года) выразил самые добрые пожелания коллективам обоих театров, у которых одни и те же отцы-основатели - Станиславский и Немирович-Данченко, и один символ - чеховская чайка.

Не секрет, что после ухода из жизни Олега Николаевича ему стали поминать многочисленные романы. Елена Черникова возмутилась премьерой фильма на одном из телеканалов, посвященной взаимоотношениям Олега Ефремова с актрисой Ниной Дорошиной, о чем написала на своей странице в фб в день презентации своей книги:

- У меня выходит книга в ЖЗЛ "Олег Ефремов: человек-театр". В кошмарном сне не увидишь подобного сплетения обстоятельств, когда книга, задержавшаяся в типографии из-за пандемии, выходит прямо под приговор сыну главного героя книги (речь идет о приговоре Михаилу Ефремову), а телевидение в день приговора вынимает из заначки фильм про твоего любимого героя и даёт фильму жуткое и несправедливое название, за которое авторов фильма рукопожатными считать я уже никак не могу и другим не советую.

Я долго писала свою многострадальную книгу. Полтора года изучала - кто, что, где, когда и почему. И мне везло. Одно из самых восхитительных открытий, какие могут выпасть на долю биографа: найти истину по первоисточникам. Не по воспоминаниям весьма пристрастных современников, а по документам. И в частности - о Нине Дорошиной. Именно предательства Олег Николаевич никогда никому не прощал. Даже крошечного. Даже девушкам.

Совет всем моим френдам и вообще всем: не смотрите телевизор, особенно сегодня. А к работникам ТВЦ просьба: не позорьтесь - и снимите с эфира киношку, которую вы решили поставить в эфир именно сегодня. Этот ваш монтаж "отец - сын" - низость и цинизм. Уберите.

В книге "Олег Ефремов: человек-театр" публикуются отрывки из "Дневников" режиссера, которые он вел на протяжении многих лет своей жизни. По этим записям можно понять - каким уникальным, эрудированным, многогранным человеком был Олег Николаевич. Вот только одна из записей о его участии в фильме "Король-Олень":

"Король-Олень - явление. Его надо расшифровывать. В титрах блестящие имена: Юрий Яковлев, Елена Соловей, Сергей Юрский, Олег Табаков и так далее. Сказано, что сказку Карло Гоцци по памяти записал Вадим Коростылев. Что же он припомнил? О киноопере мечтал режиссер Павел Арсенов. Для Микаэла Таривердиева эта мечта - по духу абсолютно шестидесятническая. Таривердиев потом изящно объяснил прессе, что Вадим написал сценарий по сказке Гоцци, и "они с Пашей предложили мне сделать кинооперу. Мы начали работать, это было очень интересно именно потому, что это был не мюзикл, а опера. Незадолго до того прошла картина Деми "Шербурские зонтики", и мы хотели сделать нечто подобное. Где был бы минимум текста и максимум музыки".

Оглядываться на Европу - на тогдашний музыкальный хит - уже вызов, в котором можно признаться чуть погодя, не сразу, но можно, а сделать это лет на десять и тем более двадцать раньше - опасно. Ласкали шестидесятнический слух слова в моей, так сказать, арии: злу не очень-то везло. Фильм полон намеков, включая утром было утро и мудрость доставалась мудрым - пост скорее добрый, чем волшебник Дурандарте, а зритель понимает, что когда все нормально, это - сказочно.

Текст от автора, где я, волшебник, описываю свою профподготовку, можно и сейчас читать детям. Снимался в "Короле-олене" и весь курс Бориса Покровского из ГИТИСа. Я уже женат на Алле Покровской, уже шесть лет Мишке, через год я уйду из "Современника". Надежда на волшебство жива во мне, жжет, она неугасима - и в фильме два пространства, их надо приручить: реальность и маска. Два мира"

Олег Николаевич - один из немногих, кто "мог приручить два пространства - реальности и маски". Но при этом он был человеком, со своими достоинствами и недостатками. Елена Черникова считает, что "Дневники" Олега Ефремова публиковать не нужно, о чем открытым текстом сказала на презентации. Видимо, "Дневники" Ефремова как и "Дневники" Андрея Тарковского не всегда политкорректны по отношению к оппонентам, и могут быть по-разному истолкованы не очень осведомленными читателями.

Впрочем, худрук МХАТа имени Горького Эдуард Бояков считает, что "решать вопрос об издании "Дневников" Ефремова должна его семья". На презентации книги Елены Черниковой "Олег Ефремов: человек-театр" присутствовала внучка Олега Ефремова - актриса Ольга Ефремова. На вечер она пришла в плаще своего деда. Автор книги Елена Черникова прямым текстом написала о том, что "лихие девяностые годы убили Олега Ефремова":

- Конец 20 века у нас был лишен французской утонченности. Лихие девяностые добили многих, в том числе и Олега Ефремова - тоже легочного больного, как Чехов (автор сравнивает писателя и режиссера). Когда болезнь подобралась к физической возможности дышать, ему уже плохо дышалось и в широком социальном смысле слова воздух. Их судьбы рифмуются страшно, и я только теперь понимаю, почему Ефремов всегда думал о Чехове и ставил его пьесы. Они как братья - и конец века выпал обоим. И думали в одну сторону - о невыразимом. И спят в соседних могилах на Новодевичьем. И памятники надгробные похожи, стиль единый...

Только Антон Павлович Чехов прожил всего 44 года, а Олег Ефремов - 72 года. 50 лет назад Олег Ефремов возглавил Московский Художественный театр, которым руководил 30 лет - до своей смерти в 2000 году. После него пост худрука театра занял его друг, партнер и единомышленник Олег Табаков. Олег Павлович убрал букву "А" - академический из аббревиатуры театра, чтобы сделать его более современным и демократичным.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter