Рус
Eng
"Блокадный дневник" получил приз зрительских симпатий на ММКФ

"Блокадный дневник" получил приз зрительских симпатий на ММКФ

8 октября , 19:05Культура
Сегодня завершается 42-й Московский Международный кинофестиваль, который наверняка войдет в историю как "октябрьский". Впервые он проходит осенью (из-за пандемии перенесен с апреля) и... без особой радости.

Карантин, с его санитарными мерами, невольно напрягает как участников, так и зрителей фестиваля. Но при этом конкурсная программа на удивление сильная и серьезная. По закону подлости "в самое неподходящее время" рождается если не шедевры, то достойные внимания произведения. Поэтому на вопрос: "Проводить или не проводить в этом году ММКФ?" многие кинокритики отвечают: "Да. Иначе бы фильмы лежали на полке". Из-за коронавируса зрителей на ММКФ было не так много, как всегда, но каждый из них, с его оценкой и мнением, представляет особую ценность. Люди с риском для жизни идут смотреть не блокбастеры, а фестивальные фильмы, а это значит, что "кино - не забава". Поразительно, что огромный первый зал кинотеатра "Октябрь", где показывали фильм Андрея Зайцева "Блокадный дневник", был заполнен до отказа (рассадка через одного). "Блокадный дневник" получил приз Зрительских симпатий на ММКФ.

Фильм о самом трудном месяцев ленинградской блокады - феврале смотреть архисложно. На физиологическом уровне ощущаешь голод, холод, горе каждого человека. Режиссер добивается этого эффекта с помощью киноязыка и визуальных эффектов (много компьютерной графики), тогда как первоисточники: книга Ольги Берггольц "Дневные звезды" и "Блокадная книга" Даниила Гранина не обладают столь сильными эмоциональными воздействием на психику. "Дневные звезды" - хорошая книга, но не шедевр мировой литературы, как, к примере "Голод" Кнута Гамсуна, от прочтения которого хочется лезть на стенку и выть. А "Блокадная книга" - это исторический документ эпохи, собранный из свидетельств блокадников. "Блокадный дневник" - это не экранизация произведений знаменитых ленинградцев, а самостоятельное авторское высказывание о блокаде через призму времени. Мы видим как город, созданный Петром Великим по иностранному образцу, становится зловещим для советских людей во время блокады. Невольно возникает мысль, что наши предки сами создали для себя ловушку, строя город на болотах. В первой части фильма пугает сочетание ледяного Ленинграда с злыми лицами людей. Кажется, никогда раньше мы не видели таких озлобленных советских людей, одержавших победу над фашизмом. За редким исключением все герои в фильме "Блокадный дневник" - злые. Некоторые зрители закрывали лицо, отворачивались, чтобы не видеть эти ужасные лица блокадников. Но сама Ольга Берггольц в поэме "Февральский дневник" писала:

- Нет, мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев

Нам ненависть залогом жизни стала

объединяет, греет и ведет.

В фильме "Блокадный дневник" далеко не все блокадники показаны как святые. Женщина отказывается кормить своего младенца, обрекая его на верную смерть, ради того, чтобы выжили другие дети. Причем эта женщина - настоящая русская женщина, которая "и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет". Сплошь и рядом мародерство и вандализм. С трупов снимают обувь, одежду. Самое ужасное, что к трупам относятся без должного уважения. У зрителя нет причин сомневаться в том, что "во время блокады не церемонились ни с живыми, ни с мертвыми", потому что об этом мы читали и у Даниила Гранина, и у других писателей. Но читали как историческую справку. А в фильме Андрея Зайцева все это увидели своими глазами. На большом экране. Наши несчастия по сравнения с мраком блокадны, с одной стороны, кажутся, ерундой, а с другой стороны, мы понимаем, что "смерть - это смерть, и сегодня она - часть нашей реальности". Люди умирают не от голода, холода и бомб, а он невидимого врага - коронавируса, который с дикой скоростью распространяется по миру, и никто не знает - как его обезвредить. Но в любом случае люди достойны того, чтобы получать честную и объективную информацию обо всем, что касается их настоящего, прошлого и, если возможно, будущего. Даже самая страшная правда - лучше лжи, и об этом свидетельствует фильм "Блокадный дневник" Андрея Зайцева, которому зрители отдали свои голоса. Отдали за стремление донести до нас правду о блокаде, какой бы нелицеприятной она не была. Андрей Зайцев объяснил "НИ" цель своего фильма "Блокадный дневник": "Самая главная причина, почему снят был этот фильм – чтобы помнили и не забывали. Мне больше нечего сказать".

Анжелика Заозерская

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter