Posted 7 октября 2014,, 20:00

Published 7 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

«Контактность» и субъективность

«Контактность» и субъективность

7 октября 2014, 20:00
В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка «За гранью предметности», в рамках которой представлены произведения основателя и руководителя художественной студии «Новая реальность», московского живописца и теоретика искусства Элия Белютина и его последователей. Это первая экспозиция, не ограничивающаяся демонст

«Забудьте обо всем. Нет дома, нет работы, нет Москвы, – напутствовал Белютин студийцев. – Не ложитесь спать, если не написали двух-трех хороших этюдов. Делайте рабочие этюды (их не жалко выкинуть!) и шедевры (для родственников), последние нужно ценить как можно больше. Работайте смелее, решительнее». Это «смелее» и «решительнее» было призвано разбудить в художнике творца. Свободного от догм, академической рутины, от пышно цветущего вокруг официоза. Импульсивная и порывистая живопись «Новой реальности» рождалась по «велению души», под влиянием эмоции, а само искусство приближало к внутренней свободе и наивысшему раскрепощению сознания.

«Почему искусство вечно, как земля, небо, океан? – вопрошал Белютин. – Может быть, потому, что оно такое же?» По незыблемому убеждению мастера, при перенесении предмета на холст, художнику необходимо передать «путь» собственного взгляда, из чего следует, что «движение на плоскости должно точно соответствовать движению глаза по форме предмета».

Во главе белютинской методики стоит «контактность», субъективность, познание человеком самого себя в окружающей действительности. И категорией, объединяющей белютинцев, становится не принадлежность к определенному стилю, а стремление к полнейшему расширению границ и достижению абсолютной «освобожденности». Разнообразие творческих манер, высокая степень условности, эксперименты со смешанной техникой, использование приема гиперболы, многомерность личного видения не отчуждает белютинцев от общей «школы». Единение формируется на уровне психоэмоциональном, явственно проступающем при посещении экспозиции.

Помимо работ Элия Белютина, выставка знакомит с произведениями Веры Преображенской, Анатолия Сафохина, Люциана Грибкова, Тамары Тер-Гевондян и Владислава Зубарева. Общую композицию изобразительного поля, как и ритмическую наполняемость холста или графического листа каждый художник решает сугубо индивидуально, извлекая из собственного «нутра» искусство, скрывающееся, по мнению Белютина, в самом художнике. Вслед за изменчивостью душевного состояния меняется мазок и самая сущность, в этом плане показательны выполненные с интервалом в год «Портрет» (1975) и «Портрет в экспрессивном стиле» (1976) Владислава Зубарева. И в первом, и в любых последующих приближениях портреты отображают скрытое и сокровенное в душе художника и формируют «новую реальность», существование которой невозможно в обход личности человека.

"