Posted 7 октября 2014,, 20:00

Published 7 октября 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:26

Updated 8 марта, 04:26

Афоризмы в картинках

Афоризмы в картинках

7 октября 2014, 20:00
Каждый фестиваль искусств в идеале стремится и сам быть похожим на некое, может, и не художественное, но хотя бы публицистическое произведение: с интригой, с четко выверенной композицией и, конечно, с каким-то посланием, которое транслирует в мир фестивальная команда. На практике фестивали обычно далеки от совершенной

Первое важное высказывание обнаруживается в самом факте проведения КРОКа-2014: несмотря сложность российско-украинских отношений, фестиваль все же поплыл, как и положено, по Волге, будто провозглашая на весь мир, что искусство важнее политики. Даже сам образ корабля, отчаливающего от земли со всеми ее конфликтами и дрязгами в пустынное водное пространство, выглядел в этом году как-то особенно символично.

Под стать внешним обстоятельствам была и программа. Абсолютное большинство конкурсных фильмов (в общей сложности было 140 работ молодых аниматоров со всего мира) базируется на представлении, что на все можно посмотреть с разных точек зрения. Иногда парадоксальные, порой философские, временами даже анекдотические фильмы-конкурсанты каждый по-своему предлагали зрителям изменить точку зрения, задуматься, допустить, предположить, что вещи и события не всегда таковы, какими кажутся. Одна из короткометражек («Стол накрыт»), например, изображала знатную даму из восемнадцатого века, которая усаживается пить чай и неприлично хохочет над дворецким, подающим ей столовые приборы. Оказывается, под огромной юбкой у знатной дамы спряталась маленькая банда жуликов: они взяли принцессу в заложники и щекочут ей пятки ради извлечения наживы… Вроде бы сюр и бред, но запоминаются и образ, и идея: мы никогда не знаем, что происходит под чужим кринолином. Жюри, кстати, отметило фильм дипломом «За не-обычную перспективу».

С такой концептуальной программой неудивительно, что и призовой список получился похожим на коллекцию мульт-афоризмов. «Как бы мы ни взрослели, рядом с родителями и бабушками мы снова становимся детьми», – говорит крошечный фильм «Возвращение» Натальи Чернышевой, русской студентки французской школы Poudriere (приз в категории «Фильмы, созданные в процессе обучения»). «Если ты не можешь выйти за рамки, бери рамки с собой и отправляйся в далекое путешествие», – предлагает швейцарка Анете Мелеце в короткометражке «Киоск» (приз в категории «Дипломные фильмы»). «Не стоит кормить собственную обиду, иначе когда-нибудь она вырастет и сожрет тебя саму», – уверена Анна Буданова – автор фильма «Обида» (приз в категории «Первый профессиональный фильм»). «Порой то, что представляется помехой, оказывается нам необходимо для равновесия», – считает немец Роберт Лебель, изобразивший в своем «Ветре» жителей одного очень ветреного края (специальный приз жюри и приз зрительских симпатий). «Даже из маленьких обманов иногда можно сложить большую правду любви», – полагает Яньтон Чжу, показывающий в ностальгической короткометражке «Корова в кружке» отца, который в одиночку растит дочь (Гран-при фестиваля).

Особенно концептуально выглядит на фоне такой программы приз имени Александра Татарского «Пластилиновая ворона», который достался венгерской короткометражке «Симфония № 42» (режиссер Река Бучи). Этот мультфильм изображает мир как безумный калейдоскоп странных событий, связанных друг с другом какими-то едва распознаваемыми нитями и зарифмованных едва различимыми созвучиями. Фильм состоит из сотни крошечных абсурдистских зарисовок, каждая из которых поддается множеству интерпретаций. Вместе же они, пожалуй, удивительно точно передают образ нашего безумного, необъяснимого, неразгадываемого мира.

Наградной список был бы неполным без приза критики, который достался фильму «Друзья» (режиссер Роман Соколов), который рассказывает об очень добром человеке, жертвующем всем ради друзей. И он же – приз критики – будто поставил позитивную точку в развернутом фестивальном высказывании этого года. Да, вселенная непонятна и таинственна, и на любое событие можно посмотреть с разных точек зрения, и не так уж просто говорить о существовании объективной правды в этом бесконечном калейдоскопе частных правд, однако каждый человек может делать этот мир прекраснее – и сие есть, возможно, единственная непреложная истина о человеческой жизни. Эта мораль шести кроковских дней и сама по себе очень хороша, но еще лучше, что для организаторов фестиваля, равно как и для участников, слова не расходятся с делом. И КРОК, и собирающиеся здесь режиссеры-мультипликаторы действительно делают наш мир немного прекраснее, несмотря и вопреки любым внешним обстоятельствам.

"