Posted 7 октября 2013,, 20:00

Published 7 октября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:56

Updated 8 марта, 04:56

«Надо действовать деликатно»

7 октября 2013, 20:00
В театральной среде нет сейчас более актуального вопроса, чем принятие поправок к Трудовому кодексу РФ. Как уже сообщали «НИ», отныне каждые пять лет артистам, которые работают на бессрочных договорах, надлежит проходить комиссию, где будет решаться, насколько востребован тот или иной человек в творческой жизни театра.

Предстоящее нововведение вызвало широкий резонанс. Подспудно возник вполне закономерный вопрос: «А судьи кто?» Худрук? Главный режиссер? Худсовет? Иными словами, кто вправе распорядиться судьбой артиста и решить, насколько необходим он театру.

Эта тема стала главной на прошедшем вчера секретариате Союза театральных деятелей, который посетил и министр культуры Владимир Мединский. Повестка дня – «Обсуждение концепции долгосрочного развития театрального дела в России на период до 2020 года». Но, как выяснилось, эти обсуждения теряют смысл, пока не появится четкая ясность с предстоящими поправками в Трудовой кодекс.

«Возьмем, к примеру, артиста, который не прошел эту процедуру переизбрания, и его попросили уйти из театра, – сказал заместитель председателя СТД Евгений Стеблов. – Министерство культуры говорит, что в таком случае будет действовать система так называемых парашютов, когда на протяжении первых месяцев после увольнения артист получает зарплату. Но возникает проблема. По отношению к бизнесу это огромные деньги. А в театрах (особенно в провинции) люди получают маленькие деньги, и в случае если работу человек будет искать долго, то никакой парашют его не спасет. Устроиться в другой театр (особенно в возрасте) довольно трудно. Кроме того, на актерскую психологию такие слова, как конкурс и переаттестация, оказывают угнетающее влияние. Необходимость закона, конечно, назрела давно – еще лет двадцать назад. Но это нововведение должно внедряться мягко – без резких слов, чтобы оно не воспринималось как понижение актерского статуса. Артисты народ ранимый. Надо действовать деликатно, иначе можно на пустом месте создать ненужную бурю».

Поскольку министр культуры на секретариате присутствовал впервые, то рабочая встреча свелась фактически к пожеланиям театральных деятелей, высказанным Владимиру Мединскому. «Мы должны держаться вместе», – не раз подчеркнул председатель СТД Александр Калягин.

Впрочем, и сам Мединский в своем коротком докладе говорил о том, что Министерство культуры в ближайшие годы сможет активнее помогать театру: «Мы выделяем дополнительные гранты на развитие регионального театра. Прежде министерство не делало этого никогда. А еще мы расширяем количество стипендий народным и заслуженным артистам, адресную материальную помощь ветеранам сцены, возобновится и традиция полномасштабных гастролей».

В отношении гастрольной деятельности председатель совета директоров департамента культуры Москвы Марк Гурвич сказал министру: «В 1970–1990-е годы гастроли приносили театрам солидный доход. Достаточно вспомнить, что примерно 50 процентов спектаклей большинство театров СССР играли «на выезде». Поэтому мне кажется, что сегодня любые усилия по возобновлению гастрольной деятельности крайне важны, и не только с точки зрения просвещения, но и с точки зрения финансов».

Все пожелания, прозвучавшие на секретариате, Владимир Мединский записал, подчеркнув, что в министерстве этими вопросами займется специальная рабочая группа. В числе затронутых проблем был и вопрос смены поколений, о чем говорил худрук РАМТа Алексей Бородин: «Меня очень тревожит, кто придет нам на смену. Я знаю множество молодых режиссеров, которые сегодня успешно ставят спектакли, но не знаю, кто из них мог бы возглавить театр. Причем происходит это потому, что сегодня нет системы стажировок: театр утратил ее в 1990-е годы. В итоге все разбегаются по «спецпроектам», занимаются разовыми постановками, а театральная система теряет достойную замену. Это также важный вопрос, ведь от него зависят и актерские судьбы».

"