Posted 7 октября 2007,, 20:00

Published 7 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:36

Updated 8 марта, 08:36

Большой открыл карты

Большой открыл карты

7 октября 2007, 20:00
Увлечение темой азартных игр началось в Большом театре с балета Ролана Пети «Пиковая дама», затем Алексей Ратманский поставил «Игру в карты». А премьера оперы Чайковского «Пиковая дама», состоявшаяся на днях, не только продолжила карточную тематику, но и стала очередным шагом по обновлению классического оперного наслед

Во-первых, музыкальным руководителем и дирижером постановки стал Михаил Плетнев, ради работы с оркестром отказавшийся от карьеры пианиста. Во-вторых, поставил «Пиковую даму» Валерий Фокин – один из лучших в современном театре режиссеров. Кстати, и Плетнев, и Фокин давно были влюблены в оперу, но впервые взялись за ее постановку. Ну, а третьим козырем является отменный вокальный состав: Германа спел харизматичный и пылкий Бадри Майсурадзе, Лизу – Татьяна Моногарова (лучшая Татьяна в «Евгении Онегине» Чернякова), Графиню – великая Елена Образцова. Все ставки были сделаны верно.

Перед началом репетиций Плетнев и Фокин договорились, что действие в «Пиковой даме» будет подчинено музыке, и их совместная постановка стала образцово-показательным, хотя порой немного статичным спектаклем. Плетнев по-новому рассадил музыкантов в оркестровой яме, освежил привычные темпы, и оркестр Большого заиграл новыми красками. А Фокин по примеру всех режиссеров драмы, впервые взявшихся за оперу, старался как можно меньше тревожить певцов, перенося основную нагрузку на хор, массовку и свет.

Оперные режиссеры, как правило, наполняют «Пиковую даму» узнаваемыми, бытовыми деталями, воссоздавая декор Летнего сада или интерьеры особняка Графини. Их коллеги из драматического театра поступают с точностью до наоборот, очевидно, в память Мейерхольда, для которого постановка этой оперы стала одной из последних в жизни. Фокин с художником Александром Боровским превратили сцену в условное пространство, разделенное на шесть клеток-ячеек горизонтальным мостом с резными перилами и черными вертикальными колоннами. Когда сверху опускается задник, имитирующий карточную рубашку, кажется, что герои существуют в мистическом игорном королевстве. Этот эффект дополняют черно-белые костюмы и великолепная работа со светом. От дам в шляпках, гуляющих в Летнем саду, остаются только черные, графические силуэты. А сцена бала превратилась в зловещий маскарад: гости в черных балахонах и венецианских масках, белых, как черепа, преследуют главного героя.

Тема игры и мистических предсказаний является основной в спектакле. Уже при первой встрече Германа и Графини задник становится черным, свет вокруг гаснет, и сразу понимаешь: ничем хорошим это свидание не закончится. Стройная, величавая Графиня не похожа на старуху. Скорее это ведьма, которая продала душу за эликсир молодости. Она танцует с Германом, проникшим в ее спальню, нежно и грациозно, как с возлюбленным. Призрак Графини, раскрывающий герою тайну трех карт, сопровождают еще шесть карточных дам в кринолинах и напудренных париках.

В новой версии «Пиковой дамы» Германн почти не думает о любви (этого чувства хватает от силы на пару арий). Лиза здесь напоминает светлого ангела, но этот ангел попал в мир, обреченный на гибель, и уже не может никого спасти. В спектакле несколько раз повторяется мизансцена: Лиза, стоит на мосту сверху, Герман – внизу, и хотя она протягивает герою руку, мост разделяет их, как черная черта. Плетнев и Фокин попытались исследовать историю болезни человека, которого терзают мания величия и навязчивая идея выигрыша.

"