Posted 7 сентября 2010,, 20:00

Published 7 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:52

Updated 8 марта, 06:52

«Многие уповают на былую славу…»

«Многие уповают на былую славу…»

7 сентября 2010, 20:00
Вчера на открытие сезона в Малый театр приехал министр культуры РФ Александр Авдеев, который не только поздравил легендарный коллектив с началом 255-го сезона, но и заметил, что «театр не может все время гордиться своими былыми заслугами» и что «новый сезон надо начинать с чистого листа». В свою очередь, художественный

То, что в театре высокопоставленное лицо, было понятно еще при входе: у подъезда стоял автомобиль с мигалкой, суетились работники парковки. В зрительном зале гадали, кто же приехал на сбор труппы, ведь поводов для визита первых лиц государства несколько: это и открытие юбилейного сезона, и недавнее 75-летие Юрия Мефодьевича, и масштабные гастроли по Волге, прошедшие летом. Сомнения исчезли, когда на сцену Малого театра Юрий Соломин вышел вместе с министром культуры Александром Авдеевым. За столом рядом с ними сели корифеи труппы: Татьяна Еремеева, Татьяна Панкова, Элина Быстрицкая, Елизавета Солодова, Юрий Каюров, Виктор Коршунов и другие.

«Есть стереотип, что в вашем театре лучше всех говорят по-русски, что ваш театр сохранил традиции театральной школы. Но этого мало сегодня, – сказал Александр Алексеевич. – Это ведь не только ваша заслуга, но и заслуга всей нашей культуры – тех, кто веками работал в Малом театре. Для вас это уже обязанность, а цель – это, конечно, творческие успехи на основе тех уникальных инструментов и традиций вашего театра» И все же в речи министра читался некий намек-пожелание на то, каким он хотел бы видеть Малый театр: «Я не из среды культуры, – подчеркнул он, – но за два года пребывания в своей должности вижу, что происходят и застои, и упование на предыдущие успехи… Многие известные театры в нашей стране, зазвучавшие после войны, сегодня не выдают напряженного творческого, интересного, духовного продукта и уповают на былую славу, а если разобраться на деле, то их успех, авторитет идет по наклонной не вверх, а вниз. При этом повторяются фразы об исторических успехах коллективов. Поэтому каждый сезон начинать надо с белого листа».

Во время гастролей по Волге коллектив Малого театра встречался с руководителями театров провинции. Поэтому Юрий Соломин посчитал своим долгом перечислить министру культуры проблемы, которые вскрылись в результате этих встреч. Прежде всего, речь идет о недовольстве директоров и старейших работников театров новым законом, вступающим в силу с января 2011 года и переводящим бюджетные организации (в том числе и театры) на коммерческие рельсы. «Новые Известия» писали о волне недовольства, которая поднялась среди деятелей культуры. Работники театров, музеев, библиотек, филармоний, клубов культуры обеспокоены тем, что, отпуская учреждения культуры в свободное плавание, государство не подстраховало их никакими спасательными кругами. До сих пор, например, не разработан закон о меценатстве. А без помощи извне многие творческие коллективы просто пойдут ко дну. Соломин, в частности, обеспокоен тем, что руководящие лица не обсуждают с театрами детали нового закона. «Когда пошли слухи о новом законе, Калягин говорил, чтобы я пришел на специальное заседание к нему в Союз театральных деятелей. И я увидел, что в зале сидит свет отечественного театра, руководители, приехавшие со всей России. Калягин звал и представителей разных министерств. Поэтому на заседании он спросил: «А есть ли представители министерств?» Встала лишь одна девушка. Она оказалась советницей какого-то секретаря. Это вызвало просто смех. С нашей стороны там был цвет русского театра, а со стороны министерств – полное неприсутствие. И этим неприсутствием нас оскорбили. Ни одно министерство не предоставило возможность поговорить, обсудить тот закон, который они хотят провести».

В ответ Александр Авдеев заступился за представителей других министерств и, прежде всего, за руководителя Министерства финансов Алексея Кудрина, благодаря которому, по словам Авдеева, в полном объеме сохранялось финансирование культурной отрасли в кризисном году и сохраняется сейчас. «Проблемы театра не должны подменяться псевдодискуссиями, – считает министр культуры. – Законна или незаконна реформа, явился на собрание или не явился, плохой сотрудник министерства финансов или хороший… Мне кажется, что главное – это творческая работа по созданию хороших спектаклей, а у нас их не так много, извините за откровенность. Коллеги считают, что нужен закон. Вы тоже считаете, что нужен закон. На местах считают так, как им скажут. А нужно в весьма короткий срок решить проблемы театра, включая социальную защищенность людей».

Вчера в Малом театре начались репетиции, однако двери для зрителей коллектив откроет 10 октября, после возвращения из очередных гастрольных поездок. В числе премьер этого сезона – «Влюбленные» Карло Гольдони и «Дон Жуан» Алексея Толстого. Сергей Женовач поставит «Скучную историю» по рассказу Чехова, а кинорежиссер Сергей Соловьев приступит к масштабной постановке, в которой будет занята вся труппа (название и тематика спектакля пока не уточняются).

"