Posted 7 сентября 2008,, 20:00

Published 7 сентября 2008,, 20:00

Modified 8 марта, 07:45

Updated 8 марта, 07:45

«Это не похоже на шоу-бизнес»

«Это не похоже на шоу-бизнес»

7 сентября 2008, 20:00
В минувшее воскресенье в крымском Коктебеле завершился музыкальный арт-фестиваль «Мамакабо». Собирая музыкантов талантливых, но обделенных общественным вниманием, «Мамакабо» уже не в первый раз демонстрирует, что вместо отчаянных вздохов по поводу уровня масс-культуры публике нужно просто показать другую музыку. Хедлай

Впрочем, просто показать что-то хорошее – в наше время задача непростая. По сути, «Мамакабо» проходит на одном энтузиазме организаторов. Продюсер Тимур Ведерников рискнул вывезти представительную музыкальную делегацию на юг Украины практически за свои деньги. Музыканты, за исключением Эммануэля, играли бесплатно. Фестиваль уже в третий раз проходит на территории пансионата «Голубой залив», директор которого – тоже заядлый меломан, потому и согласился пригреть арт-тусовку. Короче говоря, несмотря на обилие развешенной по поселку рекламы и столичное происхождение, «Мамакабо» чем-то напоминает тусовку хиппи, которые ежегодно приезжают в Коктебель и все лето здесь живут, наслаждаясь жизненно необходимой для них свободой.

Томми Эммануэль – один из четырех гитаристов мира, обладающих престижным титулом CGP. Он гражданин Австралии, но живет в основном в США. Несмотря на утомительный перелет из Америки, Томми выглядел бодрячком и балагуром и в первый же день пребывания на «Мамакабо» устроил мастер-класс. Поучиться было чему: Эммануэль умудряется на одной-единственной обшарпанной акустической гитаре воспроизводить звуки сразу четырех музыкальных инструментов – собственно гитары, бас-гитары, перкуссии и ударных. Томми еще и неплохой вокалист. Словом, рок-бэнд в одном лице. Не забывал мастер на своем классе и шутить: когда его спросили, что делать, если во время использования гитарного медиатора рука потеет и медиатор съезжает, Томми, ни секунды не думая, отрезал: «Надо переехать туда, где попрохладнее». А вот вопрос о том, как он относится к использованию фонограмм, застал австралийца врасплох. Он несколько раз переспрашивал, пытаясь понять, о чем вообще идет речь, а потом изрек: «Ничего страшного, эти люди просто зарабатывают себе на жизнь, они не могут позволить себе собрать аккомпанирующую группу». Сразу видно, что человек ни разу не был в России. Посмотреть и послушать бедных и несчастных российских фонограммщиков у Эммануэля будет шанс в конце октября или в начале ноября, если он приедет на московскую версию «Мамакабо» и заглянет на какие-нибудь другие концерты. В то же время именно Томми сформулировал главную мысль, характерную для фестиваля: «Люди привыкли вешать ярлыки – джаз, рок, кантри. Зачем это? Это неправильно».

Вечером в тот же день Томми Эммануэль показал свои возможности на большой сцене. То, что он вытворял, казалось фантастикой. Он исполнял и свои песни (например, вещицу Ruby’s Eyes, посвященную маленькой девочке Руби, которую увидел в одном из аэропортов), и кавер-версии (битловскую When I’m 64). А когда мастер включил гитарные «примочки», коктебельская публика, казалось, вообще улетела в космическое пространство. Первыми, естественно, улетели хиппи (кстати, на фестивальном поле очень уместно красовался колоритный Ан-24, который сюда пригнали 25 лет назад своим ходом с ближайшего военного аэродрома). Обычно такую психоделическую музыку генерируют на своих компьютерах-синтезаторах «электронщики», а тут один-единственный человек делает это живьем и прямо на твоих глазах. Еще более нереальным казалось все происходящее, если учесть, что один из лучших гитаристов мира... не знает нот. Томми Эммануэль выступил и в дуэтах – с известной московской вокалисткой Ириной Суриной и с Тимуром Ведерниковым.

Не ударил в грязь лицом и Максим Леонидов, завершивший со своим «Хиппобэндом» первый фестивальный день. Леонидов после «Девочки-видения» неожиданно пропал с музыкальной сцены, оказавшись, что называется, «между форматами». С одной стороны, чистой воды поп-музыка, с другой – она живая, гитарная и снабженная неглупыми текстами. То есть, словно инструменталист, Максим тоже страдает от того, что попросту не может найти свою публику. Между тем песни экс-секретовца с альбома «Четверг», который он записал еще в 2001 году, ничем не хуже, чем совместные с Николаем Фоменко творения. В итоге на «Мамакабо» композиции с «Четверга» чередовались со «всесоюзными хитами» – «Домой», «Моя любовь на пятом этаже», «Ленинградское время», «Ничего не исчезает» и даже с песней «Тонкий шрам на любимой попе», которую вообще-то поет Андрей Макаревич с «Оркестром креольского танго».

Не все участники фестиваля выступали вечерами на главной сцене. Однако менее интересными они от этого не становились. Например, режиссер Алексей Котеночкин (сын создателя «Ну, погоди!») привез в одно из арт-кафе Коктебеля новые серии мультфильма, нарисованные уже после смерти отца. Два выступления кряду осилил питерский музыкант и сказочник, лидер группы «Зимовье зверей» Константин Арбенин. Томский кукольник Владимир Захаров сразу же стал любимцем местной детворы – он привез в Коктебель несколько своих кукол и управлял ими так, что, честное слово, они были живее всех живых. Да и сам, облаченный в оранжевую фестивальную майку, был ни дать ни взять – добрым волшебником.

«Это не похоже на шоу-бизнес. Все приезжают, чтобы доставить удовольствие себе и публике», – сказал гитарист-виртуоз из Тбилиси Темур Квителашвили. О таких малоприятных вещах, как фонограммы или политика, в обстановке, созданной на «Мамакабо», вообще думать было неуместно. Оказывается, можно жить настоящими, приятными и естественными ценностями для человека, которому Богом дано думать и чувствовать. Не верите? Тогда спросите хотя бы у хиппи.

"