Posted 7 сентября 2005,, 20:00

Published 7 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:23

Updated 8 марта, 09:23

Казанский Канн

7 сентября 2005, 20:00
В Казани в честь празднования 1000-летия города открылся Первый международный фестиваль мусульманского кино под названием «Золотой Минбар». Минбар – это кафедра, с которой в мечетях мусульманские проповедники читают молитвы и обращаются к прихожанам. Впрочем, некоторые члены жюри и гости фестиваля оказались далеки от п

Выдохшаяся после недавних юбилейных торжеств, столица Татарстана явно сэкономила на организации киноконкурса. При наличии большого количества площадок международного уровня, которые были активно задействованы при праздновании тысячелетия Казани, открытие «Золотого Минбара» прошло во Дворце культуры завода «Казаньоргсинтез», построенном еще в советские времена и с тех пор мало изменившемся. Да и само открытие оказалось скромным: ни тебе красных ковровых дорожек, ни труб с барабанами. На мусульманское кино Федеральное агентство по культуре РФ выделило лишь 2 миллиона рублей. Еще столько же выписал бюджет республики. Понятно, что на 4 миллиона из Казани Канн не сделаешь.

Впрочем, по числу номинаций и количеству фильмов, отобранных к просмотру, фестиваль в Казани выглядит достаточно солидно. Жюри предстоит просмотреть 27 игровых, документальных и мультипликационных фильмов из 40 стран дальнего и ближнего зарубежья, а также регионов России. Его председателем выбран сценарист Рустам Ибрагимбеков («Белое солнце пустыни», «Сибирский цирюльник» и др.) Авторы лучших картин будут награждены статуэтками «Золотой Минбар», «Серебряный Минбар», «Бронзовый Минбар».

Недостаток блеска организаторы попытались компенсировать духом политкорректности, которым была пропитана атмосфера первого дня конкурса. Пожалуй, наиболее ярко этот дух проявился в подборе почетных гостей. Фестиваль в Казани открывали «товарищ Сухов» (актер Анатолий Кузнецов) и Нина из «Кавказкой пленницы» (актриса Наталья Варлей) – главные персонажи двух культовых советских фильмов, создавших в советской культуре наивно-лубочный образ современного Востока.

«Не надо нас показывать врачам, не все из нас тут мусульмане», – пошутил со сцены председатель жюри Рустам Ибрагимбеков, представляя своих коллег-судей. И пояснил, что жюри в первую очередь будет оценивать художественные достоинства представленных картин, для чего принадлежность мусульманской умме не обязательна. К слову, он выразил уверенность, что «Золотой Минбар» со временем станет популярным и привлечет внимание поклонников кино. Для такой уверенности есть все основания – интерес к творчеству кинематографистов исламских стран сегодня растет как на дрожжах. На западных кинофестивалях их работы в последние годы не раз становились призерами.

Цели казанского кинофорума сформулировал почетный президент фестиваля «Золотой Минбар», председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. По его словам, организаторы отбирали фильмы, которые показывают истинное лицо мусульманина. «Минбар – это трибуна Ислама, с которой читаются проповеди, призывающие к миру, добру, благочестию. Поэтому мусульманами не могут быть людьми, которые проливают кровь и призывают к насилию». Кстати, по инициативе Совета муфтиев вне конкурса золотой статуэткой был удостоен фильм Хотиненко «Мусульманин».

«Золотой Минбар» завершит свою работу 11 сентября. Ожидается, что на его закрытие в Казань приедет Никита Михалков – как и члены жюри, он тоже далеко не мусульманин.

"