Posted 7 августа 2013,, 20:00

Published 7 августа 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:47

Updated 8 марта, 04:47

Открыто «Окно в Европу»

Открыто «Окно в Европу»

7 августа 2013, 20:00
В четырех основных конкурсах фестиваля состязаются 83 картины: 13 игровых, 32 документальные, 31 анимационная и 7 в сборной программе «Выборгский счет», которую оценивают зрители, участники и гости фестиваля. Параллельно организатор фестиваля, кинокомпания «Парадиз», впервые проводит сетевой конкурс короткометражек «Ок

Впервые в истории отечественного фестивального движения конкурсные фильмы фестиваля, проходящего в одном городе, почти одновременно смогут увидеть зрители другого – в данном случае москвичи, которые доберутся до кинотеатра «Пять звезд» на Новокузнецкой. Хочется верить, что это революционное начинание рано или поздно охватит всю планету: тогда кинокритикам не придется метаться по свету, чтобы первыми увидеть экранные новинки, а любителям кино – ждать, пока тот или иной киноопус выйдет в прокат или появится в торрентах.

Выборгский кинофорум, хоть и проходит за пять без малого месяцев до конца года, практически закрывает годовой фестивальный цикл российского полнометражного игрового кино. Весьма маловероятно, что на осенне-зимних мировых киносборищах блеснет хоть один новый отечественный фильм. О том же говорит и элементарный расчет – отборочные сети, расставленные «Духом огня», ММКФ и «Окном в Европу», с лихвой вытягивают мало-мальски стоящую российскую кинопродукцию, частенько прихватывая вместе со съедобной рыбой нечто неудобоваримое.

Из 13 фильмов основного конкурса шесть сняты дебютантами, а в титрах остальных значатся известные имена: Александр Адабашьян, Лариса Садилова, Геннадий Островский, Константин Мурзенко, Анна Чернакова, Нурбек Эген и другие. Отборщики программы, всегда и везде склонные преувеличивать достоинства выставляемых ими на обозрение кинотоваров, отмечают обращенность фильмов к зрителям, драматургическую целостность и современность тематики, а также возросший профессионализм и моральную обеспокоенность авторов. Среди героев картин таджичка-нелегалка («Она»), призрак («Московские сумерки»), боксер («Шахта»), старый следователь («Прозрение»), страдающий от амнезии милиционер («Тяжелый случай»), потерявший память клиент морга («Диливеранс»), слепой («Прозрение»), глухонемой («Мотылек»), посетители ресторанов («Секс, кофе и сигареты») и прочая, прочая, прочая – словом, мало не покажется. А если из разрозненных авторских высказываний смонтировать нечто целостное и панорамное, выйдет примерно так: «Картина о взаимоотношениях людей на русской земле. Она получилась не совсем обычной, даже откровенной. Это целостное произведение, которое, на мой взгляд, имеет отношение к современному кинематографу. Историю создания картины можно смело отнести к разряду чудес». Лучше не скажешь…

Пестрят известными именами и другие конкурсы. В документальном собрались Юрий Шиллер («Праздник»), Алексей Погребной («Азбука любви»), Павел Медведев («…После Византии»), Павел Фаттахутдинов (другой «Тяжелый случай»), Сергей Головецкий («Олег Чухонцев. Я из темной провинции странник...», Евгений Потиевский («Заблудившийся трамвай»), Андрей Титов («Чрезвычайные будни»), Наталья Гугуева («Кто он, этот Кустурица?»), Олеся Фокина («Я давно иду по прямой»), Галина Евтушенко (Александр Галин) и Елена Ласкари («Валенки»). В анимационном соревновании – Михаил Алдашин, Иван Максимов, Алексей Демин, Ирина Марголина, Алексей Туркус, Валентин Телегин, Софья Кравцова…

Интересная схватка намечается в «Выборгском счете»: против неоднократного победителя и любимца выборгской публики Станислава Говорухина с «Уик-эндом» выступает фаворит Сочи и Одессы Александр Велединский с «Географом» – остальные участники шансов не имеют.

Любопытна также впервые показываемая программа копродукционных фильмов с участием России: «Инакомыслие» и «Истории графомана» (Россия – Украина), «Осторожно, любовь!» (Россия – Венгрия), «Санкт-Петербург» (Россия – Великобритания), «Колоски» (Россия – Польша – Словакия – Нидерланды) и рекордсмен по числу инвесторов «В ожидании моря» (Россия – Германия – Франция – Бельгия – Казахстан – Украина). Вопрос на засыпку: как зависит качество продукта от количества стран-участниц?

Другой актуальный вопрос «Куда уходит зритель?» (и, главное, как его вернуть) будет обсуждаться на одной из трех фестивальных дискуссий. Вторая посвящается приобретшей остроту теме «Документалистика и мокьюментари», а третья – традиционная – представляет собой открытое заседание жюри, где говорят обо всем сразу, не забывая лоббировать своих кандидатов в призеры.

"