Posted 7 августа 2012,, 20:00

Published 7 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:35

Updated 8 марта, 05:35

Со скоростью звука

Со скоростью звука

7 августа 2012, 20:00
В Москве выступил проект G3. Коллектив, который придумал в середине 1990-х гуру всех гитаристов-виртуозов Джо Сатриани, неизменно объединяет лучших мастеров этого инструмента.

Для сегодняшнего дня это какая-то несказанная роскошь – три концерта трех звезд в один вечер. И что за концерты-то! Обожаемые у нас рок-виртуозы Стив Морз, Стив Вай и Джо Сатриани. Все – со своими группами. Это, между прочим, первый случай, когда Стив Морз (с середины 1990-х – гитарист Deep Purple, посещающих нашу страну с регулярностью атмосферных осадков) выступает в России с Steve Morse Band. Сатриани и Вая в сольном виде мы, правда, уже видали. Но все равно приятно. К тому же в этих G3-концертах все трое под занавес непременно играют вместе.

За годы существования через G3 прошли многие достойные гитаристы. Собственно, в этом и смысл проекта: представлять на одной сцене виртуозов и непререкаемых мастеров. Но особенно приятно, что в нашем российском сегменте тура играл именно Стив Морз (в США был другой гитарист). Из всех виртуозов он, так сказать, самый человечный. Эксперты когда-то замеряли скорость его игры, и оказалось, что Морз – один из самых скоростных, наравне с Эдди Ван Халеном и прочими «чудесами природы». Морз умеет очень тонко и остроумно копировать других гитаристов – это запечатлено в его альбоме-дилогии Major Impacts. Хотя и собственный звук (играет на не слишком распространенной гитаре марки Music Man), и фразировку у него не отнять. На концерте Морз выступал первым. Продемонстрировал искомую полистиличность. Сыграл дуэтом с басистом композицию, похожую на барочную музыку (посвятил, кстати, недавно умершему Джону Лорду – клавишнику Deep Purple и изобретателю симфо-рока). Нет, серьезно: если такое на лютне сыграть – не отличишь от чистого барокко.

Следующим вышел Стив Вай с более многочисленной, чем трио Морза, группой. Начали со скоростных мощных The Audience Is Listening и The Animal. Потом перешли к более лиричному – Tender Surrender, здесь Вай продемонстрировал запредельно мастерский двуручный тэппинг. Вай – в своем репертуаре: обилие приемов плюс странные звуки, извлекаемые из гитары. Иногда инструмент просто плачет! Вай, кстати, упомянул, что этот концерт – последний у G3 в нынешнем туре.

Сатриани – все последние годы лысый и в черных очках – начал с Flying in a Blue Dream. Проанонсировал некую пьесу, сочиненную во сне, – оказалось, Dream Song. Пьесу 1998 года Crystal Planet встретили радостно, как, впрочем, и все остальное. Включая первый хит, Surfing with the Alien 1987 года. Про хит я не оговорилась – именно Сатриани сделал сложный инструментальный рок популярным.

Потом, наконец, Сатриани позвал на сцену коллег-гитаристов, добавив, что «они, знаете, очень застенчивы». Долгожданный джэм трех великих базировался на старых рок-хитах: You Really Got Me группы the Kinks и White Room (Cream). Завершили довольно неожиданно: Keep on Rockin’ in a Free World Нила Янга. Это такой протестный шлягер из 1980-х, отличная песня, к гитарной виртуозности не имеющая отношения. Однако «размотали» они ее славно. И еще – славно выпили за окончание тура. Прямо на сцене. Не прекращая, впрочем, прекрасно играть. Что, собственно, главное.

"