Posted 7 августа 2011,, 20:00

Published 7 августа 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:13

Updated 8 марта, 06:13

Ноги, вид в профиль

Ноги, вид в профиль

7 августа 2011, 20:00
Период с сентября 2010-го по июль 2011-го по насыщенности балетными событиями был весьма плотным. Среди потока названий и имен проскользнуло несколько ярких, остающихся в памяти надолго. Кроме того, часто будоражили общественность административные перемены в московских театрах.

Сезон начался с концерта в Кремле, который назывался «Звезды XXI века» и соединял парад балетных номеров с выдачей премий балеринам (пять умопомрачительных шуб). Шубы были заслужены: знаменитые Дина Вишнева и Люсия Лакарра на концерте сияли, как кометы в небе. Большой театр отчитался премьерой: «Рубины» Баланчина, первый балет программы, показал, откуда растут ноги во второй новинке – «Хермане-Шмермане» Форсайта. Опус француза Прельжокажа (совместный проект его труппы и ГАБТа) как-то не пришелся ко двору в России, напугав общественность государственными флагами многих стран, в которые заворачивались исполнители, и слухами о развратной «обнаженке», запрещенной дирекцией в последний момент. Не вдохновил критику и «драмбалет» Алексея Ратманского «Утраченные иллюзии»: музыка Леонида Десятникова получила гораздо больше комплиментов, чем зрелище. Из двух больших концертов – гала «Россия – Франция» и проект «Отражения» – второй выиграл с большим отрывом, предложив международную команду звезд, внятную концепцию и эксклюзивный, во многом удачный репертуар.

Однако интерес к танцу в Большом театре затмился скандалом и переполохом. Скандал произошел с управляющим балетной труппой, ставшим жертвой интернет-терроризма. Дирекция и общественность получили рассылку вполне безобидных, но игривых фотографий сексуального характера с участием управляющего, который тут же подал в отставку. Одновременно закончился контракт у худрука балетной труппы Юрия Бурлаки, и продлевать его стороны не имели желания. Балетная труппа в одночасье осталась без руля и без ветрил, тем более что долгие переговоры с Махаром Вазиевым (он должен был занять место Бурлаки) закончились ничем: Вазиев, трудоустроенный в миланском театре «Ла Скала», не проявил особого рвения. Кризис разрешился рокировкой: во главе Большого балета встал его бывший премьер Сергей Филин, покинувший ради этого аналогичную должность в Московском музыкальном театре. А взамен Филина музыкальный театр выписал Игоря Зеленского, возглавлявшего балет Новосибирска. За Филиным в Большой потянулись ведущие артисты. Так, превосходный танцовщик Семен Чудин, украсивший труппу на Большой Дмитровке, теперь будет работать на Театральной площади. Закончился сезон в ГАБТе показом двух балетов, поставленных культовыми европейскими мастерами: молодой Уэйн Макгрегор дал театру балет «Хрома», а легендарный Иржи Килиан – «Симфонию псалмов». Получилось сочетание молитвы (Килиан) с научным исследованием (Макгрегор).

Клубок организационных треволнений не помешал столичному музыкальному театру достойно провести сезон. Во-первых, был балет Йормы Эло «Затачивая до остроты»: опусы известного финна до сих пор в России не ставились. Во-вторых, премьера «Русалочки» Джона Ноймайера вызвала шквал зрительского успеха: билеты на «Андерсена для взрослых» продаются за два месяца вперед. Прошла великолепная «Жизель» с именитыми гостями: в главных партиях танцевали Евгения Образцова (Мариинский театр) и Матье Ганьо (Париж). А подготовка одноактного шедевра Начо Дуато «За вас приемлю смерть» показала, что труппа успешно осваивает европейскую хореографию.

Среди запомнившихся событий сезона – юбилей Майи Плисецкой: он был славен присутствием самой Майи Михайловны. Порадовал международный балетный приз «Бенуа де ла Данс»: не суть важно, кого там наградили, зато концерты показали качественные. Мариинский театр привозил балеты «Анна Каренина» и «Спартак», выдвинутые на «Золотую маску»: ни тот, ни другой опус не потрясли воображение, хотя Толстой преобразован Алексеем Ратманским, а Древний Рим расцвечен Леонидом Якобсоном, советским балетным классиком. Чеховский театральный фестиваль представил труппы Мерса Каннингема, Элвина Эйли и Мозеса Пендлтона из США и компанию Мэтью Боурна из Лондона, что дало цветущее разнообразие: афроамериканские пляски сочетались с холодной замкнутостью поисков современного танца, с вариантом «шоу танцующих костюмов» и с английским юмором балета «Золушка», действие которого происходило во времена Второй мировой войны.

Фестиваль современной французской хореографии и программы фестиваля российского современного танца «Цех» дали возможность познакомиться с новейшими поисками, среди которых били и интересные. Увы, лучшие работы «Цеха» связаны с приглашением иностранных хореографов. Гастроли балета Михайловского театра снова привлекли внимание к Начо Дуато: его пленительные балеты теперь в афише петербургской компании, которую испанец не так давно возглавил. Но еще больше Дуато порадовал в исполнении его бывшей труппы: приезд Национального театра танца Испании стал ярким событием сезона. А если учесть, что в этот же период мы видели Американский балетный театр (впервые за полвека) и балет Парижской оперы, следует признать: сезон оказался на редкость богатым. За короткий отрезок времени посмотреть, как танцуют Дэвид Холберг и Марсело Гомес, Николя ле Риш и Хосе Мартинез, увидеть постановки Джерома Роббинса, Ролана Пети и Мориса Бежара – это не скоро забудешь. Жаль только, что в наших театрах балеты упомянутых мастеров идут не так часто, как хотелось бы.

"