Posted 7 августа 2006,, 20:00

Published 7 августа 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Пожар в мусорном ведре

Пожар в мусорном ведре

7 августа 2006, 20:00
Пока одни столичные театры только закрывают сезон 2005/2006, другие открывают уже сезон 2006/2007. Пионером стала премьера в Театре Гоголя, где на малой сцене был поставлен спектакль «Однажды в Калифорнии (Истинный Запад)» Сэма Шепарда. Увы, обильное количество гэгов не смогло закамуфлировать ни слабость актерской игры

Сэм Шепард известен прежде всего как киноактер, сыгравший в «Ребятах, что надо!» Фила Кауфмана, «Неукротимых сердцах» Билли Боба Торнтона, «Гамлете» Майкла Алмерейды и многих других фильмах. К драматургии Шепарада обращались такие известные режиссеры, как Вим Вендерс и Микеланджело Антониони. В театральной истории остался американский спектакль «Однажды в Калифорнии», где блистал знаменитый Джон Малкович.

В пьесе Шепарда рассказывается о безумии современного мира и общем одиночестве людей в нем, об отцах и сыновьях, о Каине и Авеле 20 века, о кинематографе, сыгравшем столь важную роль в жизни самого Шепарда. «Правильный» и разумный сценарист Остин сталкивается со своим «неправильным» и «сумасшедшим» братом Ли, промышляющим воровством телевизоров. Неожиданно работодателю и партнеру Остина Солу Киммеру, продюсеру из Голливуда, приходится больше по вкусу простецкий сюжет вестерна старшего братца, придуманного экспромтом. Рушится карьера сценариста! Приходится переключиться на промысел брата и начать воровать тостеры. У сценариста открывается талант вора, а у вора не получается написание сценария. Оба брата терпят поражение.

Эта невеселая пьеса – своеобразная притча, далекая от реального мира. Недаром автор признавался, что для него «пьеса – это прежде всего слова, диалоги». Одной из важнейших тем пьесы является потеря писателем смысла творчества и смысла жизни и одновременно бегства и попытки поиска реальной жизни. Короче, перед нами весьма непростой драматургический материал, требующий глубокого прочтения, соответствующей постановки и актерской игры. Прямо скажем: театр пока не взял этот барьер.

Режиссером спектакля в театре им. Гоголя стал Вячеслав Сорокин, поставивший ранее в том же театре пьесу «Отель «Ламбада». Художественное руководство постановки осуществил Сергей Яшин.

Спектакль выглядит местами совсем сырым. Актеры честно пытаются, но, увы, не знают, как сыграть драму Шепарда. На сцене демонстрируется попытка в реалистическом жанре сыграть пьесу-символ. Исполнителям не хватает сыгранности. Дуэт главных героев звучит диссонансом. Актерам не удается сконцентрировать на себе внимание зрителей. Попытка заменить мысль эмоцией не всегда выглядит адекватной. Обильное количество гэгов вроде постоянных падений, плевков водой друг в друга и как апофеоз сжигание бумаг в мусорном ведре (при том, что в зале нет вентиляции, и дым съедает глаза зрителей) внутренне не оправданы.

Сценография (Елена Качелаева) пытается воссоздать атмосферу старого дома в пригороде Лос-Анджелеса, однако такое реалистичное решение для пьесы Шепарда оказывается слишком прямолинейным. Калифорнийская иллюзия на сцене не возникает, зато ощущается западный кич.

"