Posted 7 августа 2005, 20:00
Published 7 августа 2005, 20:00
Modified 8 марта, 09:30
Updated 8 марта, 09:30
После того как в 1991 г. Россия и Украина стали независимыми государствами, их кинематографии пошли различными путями. К нынешнему времени в России снимается около 100 игровых картин в год, причем большинство из них – продюсерские, тогда как Украина выпускает не более десятка, и почти все – на государственные деньги. Само выражение «продюсерское кино» появилось в России в послесоветское время, когда государство отказалось от монополии на кинопроизводство и разрешило выпускать фильмы частным лицам. Соответственно продюсерскими имеет смысл называть картины, бюджет которых более чем наполовину состоит из частного капитала.
Российскую часть программы составила Гильдия продюсеров России, а украинскую – министерство культуры и туризма Украины. Чем две эти инстанции руководствовались в своих предпочтениях, понять невозможно. В российском конкурсном пакете оказались три блокбастера («Статский советник», «Бой с тенью», «Жмурки»), три ленты режиссеров-дебютантов («К вам пришел ангел» Николая Глинского, «Мы умрем вместе» Владимира Потапова и «Ночной продавец» Валерия Рожнова), а также «Свои», которые собрали урожай фестивальных наград, но провалились в прокате. С украинской стороны были отобраны очень слабые фильмы «Татарский триптих» Александра Муратова, и «Секонд хэнд» Ярослава Лупия, на 100% профинансированные государством, и несопоставимо более сильный «Настройщик» Киры Муратовой (между прочим, первой жены своего нынешнего соперника по конкурсу Александра Муратова). В то же время трудно объяснить, почему на конкурс не попал довольно качественный фильм «Игры взрослых девочек» с Евгением Сидихиным, Викторией Толстогановой и Любовью Толкалиной, который снят как раз на украинские и при том негосударственные деньги. При столь иррациональном выборе участников главной интригой «КиноЯлты» стал вопрос: каким образом российско-украинское жюри собирается сравнивать все эти картины?
Пока жюри ломало голову над принципами оценки, фестивальная жизнь шла своим чередом. На разных площадках Ялты были открытые просмотры конкурсных и внеконкурсных фильмов, на которые мог зайти любой прохожий. Если верить результатам зрительского анкетирования (на всех сеансах среди пришедших распространялось сто листков, которые предлагалось вернуть в случае, если фильм понравился), наибольшим успехом пользовался внеконкурсный «Побег» Егора Кончаловского. Чем это объясняется – погрешностью данного способа измерения популярности или особенностью крымской публики, трудно сказать, но в российском прокате эта помесь экшна с мелодрамой собрала 2,2 млн. долл. при стоимости 3 млн. долл., то есть, поскольку продюсеру возвращается примерно 40% сборов, принесла им свыше 2 млн. долл. убытка.
Вместе с фильмами на крымский берег съехались украинские чиновники во главе с замминистра культуры Украины Владиславом Корниенко (тем самым, что на пресс-брифинге по случаю открытия фестиваля принципиально отказался говорить и даже отвечать на вопросы по-русски). Приехал и цвет российского продюсерства – Сергей Сельянов («Брат»), Игорь Каленов («Солнце») и Сергей Члиянц («Бумер»), не считая главу Гильдии продюсеров Владимира Досталя, который сейчас занимается телепроизводством в ожидании вожделенного момента, когда российское кино начнет приносить продюсерам уверенную прибыль. Из гостей фестиваля нельзя было не заметить известного юмориста Аркадия Инина, показавшего в Ялте лучшие за 18 лет выпуска кинокапустники «Ники».
Руководство фестиваля во главе с Владимиром Досталем нашло поистине соломоново решение: российским и украинским фильмам запретили состязаться друг с другом и вынудили бороться со своими соотечественниками – как если бы на олимпиаде по спринту или боксу, где обычно выигрывают чернокожие атлеты, произвели сегрегацию по цвету кожи.
После такого разрубания гордиева узла вердикт жюри стал очевиден. Лучшим российским продюсерским проектом был признан «Статский советник», собравший в прокате больше прочих, лучшим украинским – «Настройщик». Лучший актерский состав российского фильма – в «Своих», лучший актерский состав украинского фильма (Алла Демидова, Нина Русланова, Рената Литвинова, Георгий Делиев – сплошь одни «украинцы») – в «Настройщике». Заминка вышла лишь в двусмысленной номинации «Открытие продюсера» (то ли он башмаки украл, то ли у него башмаки украли: то ли продюсер нечто открыл, то ли его открыли народу). По поводу лучшего российского открытия решили, что продюсер Сельянов открыл режиссера Рожнова, что, в общем, логично. В двух оставшихся украинских картинах никаких открытий не было видно и под микроскопом. Так что вышедший за наградой Александр Муратов, решивший, что открытием сочли его самого, вынужден был сообщить публике, что снимает кино почти сорок лет, вслед за чем Владимиру Досталю пришлось объяснять, что открытием в украинском кино стала тема крымских татар, и тот факт, что персонажи фильма говорят на родном языке. Кстати, в этом году появился и первый российский фильм на татарском языке – «Куктау» Ильдара Ягафарова, и если «Татарский триптих» можно с чем-то сравнить по слабости, то именно с ним, и ничего необычного в этом нет – новорожденные редко появляются на свет в полной силе, как Афина Паллада из головы Зевса.
Тайну этого решения приоткрыл «Новым Известиям» украинский член жюри, режиссер кино и театра Сергей Маслобойщиков: «Ночной продавец» вызвал у меня такое неприятие, что я предложил наградить «Татарский триптих» в пару к нему». После такого кульбита уже не пришлось удивляться, что звания лучшего кинопродюсера (подразумевалось – года) был удостоен председатель жюри фестиваля Владимир Досталь, человек весьма уважаемый и заслуженный, но уже давно не выпускавший ни одного кинофильма. Хорошо, что не он сам вынес это решение и не вручил себе награду.