Posted 7 августа 2005,, 20:00

Published 7 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:30

Updated 8 марта, 09:30

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов

Генеральный директор Большого театра Анатолий Иксанов

7 августа 2005, 20:00
Скандал вокруг реконструкции Большого театра разгорается с новой силой. На прошлой неделе глава Минэкономразвития РФ Герман Греф заявил о том, что в бюджете страны нет суммы, необходимой для продолжения реставрационных работ. Греф предложил снизить смету в два с половиной раза и сменить генподрядчика. В Большом считают

– Что вы думаете о предложении Германа Грефа сократить финансирование реконструкции Большого театра с 25 до 9 млрд. рублей?

– Это невозможно.

– А если все же это будет сделано, то придется ограничиться капитальным ремонтом вместо реконструкции?

– Капитальный косметический ремонт просто невозможен. Во-первых, для этого необходимо будет пройти весь прежний путь согласований. На это понадобится еще минимум год. Ведь без согласований с экспертами мы не можем ни одного кирпича ни вынуть, ни вставить. Но в этом случае ни одна из организаций не согласует проект, потому что сегодня основное здание Большого не соответствует никаким современным нормам. Например, нормам пожарной безопасности. Нет системы эвакуационных выходов, необходимых лестниц и так далее. К тому же здание находится просто в аварийном состоянии. Мы ведь закрыли театр именно по этой причине – дальше находиться там просто небезопасно.

Во-вторых, существующий проект, кстати, 9-й по счету, нас устраивает. За 5 лет переработок мы максимально умерили свои запросы. Проект поддержан Градостроительным советом, Главгосэкспертизой и представляется сегодня оптимальным – с тем чтобы не только сохранить театр как памятник архитектуры, но и работать в нем. Поэтому речи об изменении проекта просто не идет. Кстати, и Герман Греф на этом настаивает. Равно, как и настаивает на том, что в 2008 году театр должен открыться. Но на реализацию утвержденного проекта требуются соответствующие суммы.

– Каким образом вы собираетесь существенно сократить стоимость проекта?

– К сентябрю вместе с Федеральным агентством и Госстроем эту задачу мы должны решить. Вопрос не стоит, чтобы произвести консервацию и ограничиться косметическим ремонтом. Предстоит понять, что из плана мы можем перенести на более поздний срок и доделать уже после открытия театра. Что до 9 миллиардов, то, по моему мнению, любой человек, который заявляет, что может осуществить данный план в такую сумму, лжет, рассчитывая таким образом внедриться в проект, а затем требовать дополнительных ассигнований.

– И все же такой человек есть, это Виктор Столповских – глава компании «Мерката трейдинг», который и предлагает уложиться всего в 9 млрд. рублей.

– Это попытка неких структур внедриться в обход законов, не участвуя в тендере. Это попытка-агония. Но сегодня мы живем в правовом государстве, и подобное развитие событий невозможно. Принять подобное волюнтаристское решение можно было бы, наверное, еще 10–15 лет назад. Сегодня любую подобную попытку легко оспорить в суде. Поэтому никакой реакции на мои заявления по этому вопросу не последует ни из Министерства культуры, ни из других ведомств. Все ведь понимают, что это незаконно!

– По слухам, именно Министерство культуры, а точнее бывший вице-президент «Мабетекс», а ныне замминистра Дмитрий Амунц протежирует своего бывшего коллегу Виктора Столповских и его компанию. Не случайно же Столповских появился на закрытом заседании МЭРТ, где шла речь о реконструкции театра?

– Без комментариев.

– Вы ведь не будете отрицать, что министерство довольно прохладно относится к нынешнему руководству Большого театра?

– Я говорил об этом еще пять месяцев назад и могу повторить. Тогда я сказал, что критика администрации театра министерством за постановку оперы «Дети Розенталя» (на скандальное либретто Владимира Сорокина. – «НИ») никакого отношения к творчеству и к оценке оперы не имеет – это была попытка министерства включиться в процесс реконструкции Большого театра.

– Не так давно прошел слух о том, что могут уйти в отставку и министр культуры Александр Соколов, и покровительствующий вам глава Федерального агентства Михаил Швыдкой. Не боитесь, что потом сместить могут и вас?

– Я лично вполне допускаю, что есть люди, которые преследуют цель внедриться в реконструкцию Большого театра, устранив при этом тех, кто за реконструкцию отвечает. Возможно все, и такой вариант не исключается. И все же, на мой взгляд, подобное развитие событий не реально. Те, кто это делает, по-моему, не вполне трезво оценивают свои возможности. Повторяю, ведь существуют законы. Даже (допустим такой вариант) если генеральный подрядчик добровольно откажется от проекта, то его место автоматически займет именно та организация, которая заняла следующее место в конкурсе. Но ведь компания, которая сейчас предлагает сделать это за смешные деньги, даже не участвовала в конкурсе, поэтому вообще находится за полем обсуждения.

– В таком случае, по вашим прогнозам, как будет развиваться этот скандал?

– Это не скандал, это рабочий процесс.




Дело на миллиард долларов

"