Posted 7 июля 2011,, 20:00

Published 7 июля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:10

Updated 8 марта, 06:10

К чему-то прекрасному

7 июля 2011, 20:00
Сравнительно с программой первого фестиваля, которая пестрела экстремальными картинами, способными шокировать неопытную публику, нынешние избранные «голоса» заметно помягчели. Это облегчает восприятие фильмов, но затрудняет выбор призеров.

В частности, из неразлучной парочки «секс+насилие» вторая компонента не то чтобы выпала, но стала чаще оставаться за кадром – как, например, в первом же конкурсном фильме «Мать Тереза от кошек», впервые показанном в России на фестивале польского кино «Висла» в Москве. Картина начинается с ареста двух братьев, 22-летнего Артура и 12-летнего Марчина, которые, как выясняется, убили свою мать. После этой завязки время разворачивается и с ускорением движется в прошлое, вроде бы к истокам ужасного преступления. Однако чем дальше режиссер уходит от начала, тем чаще на память приходит каламбур «дело ясное, что дело темное», исчерпывающий авторскую позицию. Ни следователь, ни психолог из режиссера Павла Сали не получился: увлечение старшего сына черной магией, уход отца из семьи и жалость матери к кошкам мало что дают для понимания случившегося. И если критики могут оценить необычное построение картины и порассуждать на тему непознаваемости бытия, то обычный зритель не вынесет из картины ничего, кроме недоумения и раздражения на то, что ему полтора часа пудрили мозги и вместо катарсиса оставили с банальным выводом, что неблагополучная жизнь родителей сказывается на детях.

Немного смысла и в словенской картине «Отец», игровом дебюте документалиста Владо Скафара. Первые 50 минут отец с 10-летним сыном ловят рыбу и ведут тривиальный разговор. После этого закадровый голос автора внезапно сообщает, что в городке, близ которого снимался фильм, во время съемок закрылся единственный завод. И еще двадцать минут грузит зрителей проблемами людей, оставшихся без работы.

Более увлекателен дебют шведки Лизы Лангсет с лобовым названием «К чему-то прекрасному». Речь идет о 20-летней девице, которая, как заботливо извещает автор, в ранней юности переспала с половиной мужского населения своего района, а теперь, ничем не занимаясь, живет с бойфрендом. Однажды в YouTube она натыкается на моцартовский реквием и понимает, что в ее жизни чего-то не хватает. На словах это звучит крайне банально, но когда с экрана в зал обрушивается Моцарт под управлением фон Караяна и в системе Dolby, грех не испытать что-то подобное тому, что почувствовала бедная Катарина. Далее тяга к прекрасному приводит девушку на секретарскую работу в филармонию, где она очаровывается симпатичным и образованным, но женатым дирижером и попадает в его постель. Приняв музыканта за олицетворение чаемого, героиня пытается к нему прилипнуть, из-за чего лишается места и начинает бороться уже не за сексуальные, а за рабочие права. Бывший любовник не очень вежливо и не очень осторожно (сидя на подоконнике раскрытого окна) указывает ей на дверь, из-за чего получает сильный толчок, падает вниз и разбивается насмерть. Девушка же спокойно выходит из филармонии и устраивается социальным работником в школу, чтобы водить детей на Моцарта в исполнении нового маэстро.

С еще большим удивлением смотрится конкурсный «комедийный триллер» Джона Майкла Макдонахи «The Guard», чье простое название витиевато и с намеком переведено как «Залечь на дно в Дублине». В этой англо-ирландской ленте собраны элементы голливудских криминальных боевиков, причем в готовой тарантиновско-риччиевской обработке. И эта дурная смесь не дает воспринимать фильм ни в серьезном, ни в ироничном регистре.

Кому в такой ситуации достанется главный приз фестиваля – вопрос к жюри, а зрители, отвлекшись от конкурса, качественное формирование которого является неразрешимой проблемой для всех локальных фестивалей, могут посетить мастер-классы Кшиштофа Занусси и Паоло Тавиани, а то и получить автограф у Клаудии Кардинале, приехавшей в Вологду на правах почетной гостьи. Или посмотреть содержательные информационные программы – современного итальянского, испанского и российского кино. И не только современного – здесь же демонстрируется, в частности, историческая тетрада Александра Сокурова («Молох» – «Телец» – «Солнце» – «Русский ковчег»).

"