Posted 7 июля 2005,, 20:00

Published 7 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

По-нашему, по-бразильски

По-нашему, по-бразильски

7 июля 2005, 20:00
Бразильский театральный патриарх Жозе Селсу привез в Москву на Чеховский фестиваль, основанный им в 1958 году, театр «Офисина Узина Узона». Прошедший тюрьму и ссылку, один из старейших театральных деятелей Бразилии по-прежнему полон сил, ставит спектакли и сам в них играет.

Когда знаменитая артистка-цыганка Ляля Черная вышла замуж за премьера МХАТа Николая Хмелева и они поселились в красивой квартире в центре Москвы, выяснилось, что певучей цыганской душе в городских метрах не поместиться. Ляля собирала табор и пыталась разводить костры прямо на полу в гостиной. Как показал спектакль «Золотой оскал», поющей, танцующей, фанатеющей от футбола бразильской натуре в «формате» европейского театра тоже тесно и неудобно.

Знаменитый патриарх бразильского театра Жозе Селсу Мартинес Кореа использовал для своей постановки пространство практически всего зрительного зала. Актеры появляются вначале на верхнем ярусе, потом мелькают в боковых ложах. Действие то и дело переносится в проходы партера. С разных сторон идут на сцену участники в карнавальных костюмах и масках. А голые актриса и актер гоняются друг за другом, бегая прямо по коленям зрителей первых рядов. Все происходящее в зале транслируется на огромном экране в глубине сцены. Собственно, за исключением нескольких стульев и ширм больше никаких декораций и нет. «Формат» сцены ни постановщику, ни актерам явно не дается. И самые скучные моменты трехчасового действия – это именно моменты традиционной «игры на сцене». Судя по спектаклю, бразильские актеры не очень умеют общаться друг с другом, передавать какие-то психологические нюансы, держать рисунок роли и т.д. Может, поэтому в постановке Селсу столько обращений в зал (публику то просят аплодировать, то объясняют что-нибудь «по-рюсски», то присутствующих в зале дам зовут на сцену принять участие в конкурсе «Самая красивая грудь»). Сочетание приемов из детского утренника («все хором позовем Снегурочку») с авангардной смелостью в раздевании актеров (тут бразильцы оставили немцев и бельгийцев далеко позади) создает довольно необычное сочетание.

Сам сюжет постановки похож на фрагмент бразильского сериала, случайно попавший на сцену. Убит крупный мафиози, имеющий кличку Золотой оскал. Начиная карьеру, он выдернул все зубы и вставил золотые – спектакль начинается с его визита к зубному врачу (Жозе Селсо). Узнав о смерти знаменитого убийцы и лохотронщика, журналисты в присутствии камеры спрашивают о погибшем у его подельников и его любовниц. Душераздирающие, плохо сплетенные друг с другом истории о Boca De Ouro (Золотой оскал) и об изнасилованных женщинах. О Боко и убитых им мужчинах. О его матери-шлюхе, чью память он чтит. Набор подобных историй по определению бесконечен. И вполне веришь информации о том, что в Москву привезли сильно «облегченный» вариант – в Бразилии спектакль играют и по шесть часов в течение нескольких дней.

Неподготовленная московская публика покидала зал целыми рядами. Самые несдержанные театралы грозились заслать в Бразилию наших футболистов из третьей лиги. Или всю российскую эстраду разом. Стойкие зрители, остававшиеся до самого конца, были вознаграждены серпантином из туалетной бумаги и аплодисментами участников спектакля. В высказывании о том, что есть «плохие спектакли, есть очень плохие спектакли, есть «Золотой оскал», доля истины содержится. Но суть, видимо, в том, что бразильский драматический театр пока не вписывается в привычный европейский театральный формат.

"