Posted 7 июня 2015,, 21:00

Published 7 июня 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:45

Updated 8 марта, 03:45

Кому улыбнется Господи?

Кому улыбнется Господи?

7 июня 2015, 21:00
На входе в нью-йоркский «Сити-центр» женщина, завернувшись в желто-синий флаг, кричит сквозь толпу: «Не аплодируйте артистам, подписавшим письмо об аннексии Крыма». Рядом с ней вышагивает пожилой мужчина, закутанный в американский флаг. Он ничего не кричит, но держит в руках плакат: «Всем браво, кроме подписантов». Еще

Спектакль Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи» (по роману Кановича) играют в бродвейском темпе – днем и вечером. Но вне зависимости от времени суток картина всегда одинакова: американские зрители с удивлением глядят в сторону кричащих, лениво берут протянутые бумажки и… просачиваются в зрительный зал. Ни митингующие, ни их призыв «аплодировать всем, кроме Князева и Гуськова», не могут сорвать гастролей.

В прошлом году на этой же сцене (в рамках фестиваля «Вишневый сад») состоялся триумф «Евгения Онегина», после чего принимающая сторона – продюсеры фестиваля – предложила приехать еще. И вахтанговцы приехали, как едут к хорошим знакомым: с чистым сердцем и добрыми помыслами – показать Америке новый спектакль Туминаса. Гастроли поддержало российское Министерство культуры, поскольку, какими бы ни были взаимоотношения между ведущими странами, искусство всегда вне политики.

По словам актера Евгения Князева, Римас Туминас подошел к одной из манифестианток и сказал: «Давай я тебе заплачу тысячу долларов, ты отсюда уйдешь». Манифестантам предлагал разойтись и директор театра Кирилл Крок, однако на следующий день они принесли нарисованное от руки воззвание, где фигурирует и его имя. В полицию обращаться бессмысленно. По американской традиции на улицу можно выходить с любыми воззваниями, не опасаясь автозаков.

«Подписывать письма или не подписывать – личное дело каждого, – сказал Кирилл Крок корреспонденту «НИ». – Театр не следит за гражданским темпераментом своих артистов, ведь это вне его компетенции. Да и оправдываться мы не намерены. Жаль только, что они поздновато пришли к фасаду, – Первый канал не успел их снять». Как жена декабриста, в ситуацию вмешалась и Лидия Вележева, поскольку ее муж Алексей Гуськов играет в спектакле, а начинать гастроли, когда твое имя скандируют у входа в театр, не каждому привычно.

«Послушайте, я сама хохлушка, – сказала она. – И тоже болею за судьбу родной Украины. Но каждый человек имеет право на собственную точку зрения. Вам не жалко, что вы напрасно тратите время и выглядите просто глупо!»

У входа в «Сити-центр» артистов и зрителей встречали пикетчики.
Фото: ВИКТОР БОРЗЕНКО

Но, судя по всему, было не жалко. Манифестанты появлялись каждый раз, когда публика скапливалась на пороге «Сити-центра», включая антракты и окончание спектаклей. Со временем картина стала настолько комичной, что некоторые вахтанговцы, не занятые в спектакле (приехало два состава), ходили фотографироваться на фоне плакатов.

«Как настроение?» – стараясь не касаться политической темы, задаю вопрос Виктору Сухорукову. Но Виктор Иванович вспыхивает мгновенно: «Ты имеешь в виду плакаты? Это же здорово! Значит, за океаном, в тысячах километрах от Москвы, кому-то небезразлично, что происходит в Вахтанговском театре. А меня, если честно, беспокоит другое. Мы играем двумя составами (моими партнерами являются Гуськов и Симонов, либо Князев и Маковецкий). Так вот, на гастролях полноценная репетиция была только у того состава, где Гуськов и Симонов. И как пройдет сегодняшний спектакль с Маковецким, я не знаю. Вижу, что Сергей ужасно волнуется».

Впрочем, все прошло очень хорошо. По окончании публика кричала «браво» и аплодировала стоя. Среди гостей были Михаил Барышников, Сергей Капков, директор Линкольн-фестиваля, знаменитые в США банкиры, промышленники и продюсеры.

Гастроли начались 5 июня в Нью-Йорке. Еще задолго до приезда вахтанговцев билеты были раскуплены на все спектакли. Впереди – Бостон (театр «Мажестик» 12 и 13 июня), а также Торонто (театр «Элгин» 16 и 17 июня). Перерыв между спектаклями в несколько дней объясняется тем, что перевозка и монтировка декораций занимает много времени. Общий вес всей машинерии, бутафории и реквизита составляет 40 тонн. И добирался груз до Америки 45 суток. Сначала из Москвы контейнер на фуре доставили в Ригу, а затем на корабле переправили через океан. По окончании гастролей декорации снова погрузят на корабль, но отправят не в Москву, а в Израиль, где гастроли состоятся в конце августа.

"