Posted 7 июня 2012,, 20:00

Published 7 июня 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:41

Updated 8 марта, 05:41

Из парижской жизни

7 июня 2012, 20:00
Французы занимаются популяризацией своего кинематографа весьма умело. Очередная Неделя фильмов с родины Люмьеров открыла московским зрителям самый разнообразный срез главной европейской киноиндустрии. В Москве представили 15 фильмов: художественных, документальных и короткометражных.

И если знаменитая актриса Натали Бай (четыре фильма с ее участием были показаны на Неделе) хорошо известна в России, то имя Николя Филибера почитаемо в кругу любителей и знатоков документального кино. В столице была представлена большая ретроспектива режиссера, и что особенно приятно, с участием автора. 61-летнего Филибера, получившего философское образование, интересует социально-антропологическая документалистика, он может снимать музей, школу или же психиатрическую клинику, но в любом случае помимо исследовательского «скальпеля» в его фильмах всегда присутствует этический, деликатный императив. «Город Лувр» погружает в лабиринты легендарного музея, впечатляет как отдельная Вселенная со своей системой координат (фильм снимался в годы реконструкции в 1980-х, когда к основному зданию добавили знаменитую стеклянную пирамиду). «Страна глухих» (название говорит само за себя, не путать с одноименным фильмом Валерия Тодоровского) совершенно несентиментальна, а в картине «Быть и иметь» (самый известный и кассовый фильм Филибера, удостоенный премии «Феликс») на примере биографии учителя маленькой школы в горной деревушке выстраивается целая педагогическая поэма. «Ненетт», последний по времени фильм режиссера, документирует жизнь в неволе сорокалетней самки орангутанга с острова Барнео, ставшей достопримечательностью парижского «Сада растений». Посетители и обитатели зоопарка, мир природы и мир цивилизации, границы свободы и несвободы… В «Ненетт» поднимается много вопросов, далеких от простого умиления «братьями меньшими». Забавно, но один из американских критиков предупредил своих читателей, что хоть камера и сфокусирована на обезьяне, отдельные сцены напоминают типичные фильмы с участием комика Адама Сандлера. У Филибера же вообще отменное чувство юмора, о чем бы он ни рассказывал в своих мудрых, гуманистических фильмах.

Еще одним гостем Недели стала режиссер и сценарист Леа Фазер, рожденная в Швейцарии, и много работавшая в театре (как драматург) на родине и в Париже. Ее легкая, искрометная комедия о поколениях отцов и детей «Вместе – это слишком» стала настоящим бенефисом Натали Бай (роль написана специально для нее). Также в фильме сыграли Пьер Ардити, футболист Эрик Кантона и безмерно одаренный Жослен Киврен, увы, трагически погибший в возрасте тридцати лет, буквально через несколько дней после окончания съемок в этой картине. Леа Фазер, ироничная, легко находящая контакт с актерами, рассказала корреспонденту «НИ» о том, почему именно в таком ракурсе она рассматривает семейные проблемы: «Границы нормы изменились. Мари-Франс, героиня Натали Бай, дитя 1968 года. То есть ребенок анархии, революции, можно и так сказать. Она узнала славное время. Ее дети уже живут в эпоху экономического кризиса. Они не так свободны, они инфантильны и нуждаются в опеке. Об освобождении от подобной опеки я и хотела снять фильм. Этим объясняется и легкая ностальгическая нота, которую, я надеюсь, вы также почувствовали».

"