Posted 7 июня 2010,, 20:00

Published 7 июня 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 07:05

Updated 8 марта, 07:05

Нестоличная игра

Нестоличная игра

7 июня 2010, 20:00
В Петербурге начинаются гастроли Приморского краевого театра драмы имени Горького. До этого гастроли с триумфом прошли в Москве. На протяжении пяти дней очередь в кассу Театра Пушкина на Тверском бульваре (где обосновалась приморская труппа) выстраивалась задолго до начала спектаклей. Огромные корзины цветов, вопросы о

Дальневосточные артисты будто задались целью за пять дней гастролей показать полный спектр своих талантов. Здесь и комедийные постановки, и мелодрама, и трагикомедия; танцевальные «вставки» и отличное пение… Открылись гастроли спектаклем «Инкогнито из Петербурга» Н.В. Гоголя, затем были «Tovarich» Жака Деваля, «Любовь под вязами» Юджина О’Нила, «Сумасшедшая любовь» А.Н. Островского и «Поминальная молитва» Г. Горина, которую, кстати, коллектив привозит в Москву в пятый раз. Представляя свой театр столичной публике, художественный руководитель Ефим Звеняцкий сказал, что принципиально не берет в свой репертуар современную драматургию. «Для меня современная драматургия – это классика или пьесы «шестидесятников». И это не попытка выделиться, а это принцип», – подчеркнул он. Однако в этой любви к старой драматургии много своих прелестей. Например, незадолго до столичных гастролей театр разыскал и впервые в России поставил пьесу «Tovarich», написанную французом Жаком Девалем. Великая княжна Татьяна Петровна и князь Михаил Урятьев после революции эмигрировали во Францию, голодают, но свято верят, что Россия однажды очистится от «большевистской скверны». Последние свои сбережения они, обреченные на голодную смерть, отдают на возрождение России. От спектакля не следует ждать громких слов о святости России, патриотических назиданий молодому поколению. Лариса Белоброва (княгиня) и Николай Тимошенко (князь) переживают последствия трагедии 1917 года, как раскол одной большой семьи. Они словно изнутри знают все, что происходило тогда, играют без нажима и излишней патетики, чему помогает, разумеется, текст пьесы, написанный по свежим следам в 1933 году.

Запоминающийся образ создал Николай Тимошенко и в спектакле «Сумасшедшая любовь» по «Бесприданнице» Островского, сыграв Карандышева. Трагична судьба человека в этом мире наживы и холодного эгоизма. Ефим Звеняцкий сделал действие вне времени: на авансцене зеленые кожаные диваны, какие и сегодня стоят в бизнес-холлах, на героях современные пиджаки, в речи – намеки на жизнь олигархов (один из героев, например, приплывает на дорогой яхте). Однако за этой «современностью» и европейским лоском скрывается страшная мысль: ничего не изменилось за последние полтора века в русской жизни. Разве что нет дикости «темного царства» и тотального невежества, но циничный расчет, голый эгоизм и пренебрежение к человеку остались. Умная Лариса Огудалова (в исполнении Ксении Кравец) бессильна перед ними. Она обречена на постоянное унижение, понимая, что тоже становится предметом торга. Каноническую пьесу Островского Ефим Звеняцкий оставил с открытым финалом. Гибель Ларисы Дмитриевны мы видим на большом киноэкране, где появляются финальные кадры из знаменитого фильма Эльдара Рязанова.

Под занавес гастролей Приморский краевой театр сыграл «Поминальную молитву» Григория Горина – спектакль, о котором принято говорить, что он на «еврейскую тему». Однако с тем же успехом можно сказать, что «Гамлет» – это пьеса на датскую тему, «Фауст» – на немецкую, а произведения Айтматова – на киргизскую. Конечно, актеры играют не столько общечеловеческую историю, сколько судьбы конкретных людей из еврейского местечка, но все же спектакль не на «еврейскую тему». Смех со слезами пополам да спасительная самоирония – кому же неведомы эти главные приправы к уму бесправного человека! Весь спектакль в режиссуре Ефима Звеняцкого – это прорыв радости сквозь мир, полный утрат. «Как сказано в Святом писании», – веско произносит Тевье-молочник (Владимир Сергияков) всякий раз, когда надо подкрепить свое решение авторитетным суждением. Но все же в критические моменты он поступает не по писанию, а по душе, которая в конце концов подсказывает ему самое верное слово и самый верный путь. Вообще, на нас, живущих нынче в глубоком разладе со словами, которые мы произносим, большое впечатление производит человек, чей образ мыслей согласуется с поступком. Тевье в конце концов уступает своим дочерям – и Цейтл (Лариса Белоброва), и Годл (Марина Волкова), и Хаве (Наталья Овчинникова); и актер по-разному играет три тождественных момента борьбы с самим собой. В случае с Цейтл – внимает разумным доводам и, кажется, чувствует облегчение, дав согласие на ее союз с Мотлом-портняжкой (Евгений Горенко). Выбору Годл он ужасается и, исходя любовью-жалостью к ней, оказывается не в силах противиться движению преданного сердца. Почти все актеры в этом спектакле органичны: Марина Волкова, играющая Годлу, которая решается ехать вслед за Перчиком (Валентин Запорожец) в Сибирь; Михаил Марченко (Ребе), которому и досталась-то в спектакле небольшая роль, но и в ней он сумел быть убедительным, трогательно-беспомощным, пытающимся сохранить свое реноме, во что бы то ни стало.

"