Posted 7 июня 2004,, 20:00

Published 7 июня 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Сага о куклах

Сага о куклах

7 июня 2004, 20:00
В ночь с 6 на 7 июня в мюзик-холле нью-йоркской студии телеканала Си-би-эс прошло вручение престижной театральной награды «Тони». Этой премией отмечаются лучшие бродвейские музыкальные и драматические постановки. Сезон 2003/ 2004 для Бродвея оказался на редкость плодотворным, а список награжденных – сенсационным.

До сих пор «Тони» считается главной театральной наградой Америки. Статус подтверждает ее возраст – в этом году прошла уже 58-я церемония вручения «Тони». Сама статуэтка-приз внешне напоминает школьный глобус, у которого вместо земного шара вставлен круглый диск-монета с театральной маской. Кстати, сравнение статуэтки «Тони» с долларовой монетой не такое уж надуманное: каждая из номинированных постановок просто обязана быть коммерчески успешной. Таковы условия жанра: мюзикл – главный бродвейский продукт – работает на прибыль и не прячется за маску чистого искусства. Значок «Тони» на афише свежего мюзикла – еще один способ привлечь зрителя (так же как значок «Оскара» на видеокассете).

Именно эта «попсовость» и нацеленность на прибыль не дают покоя критикам «Тони». Они резонно замечают, что бродвейские театры – далеко не весь театральный Нью-Йорк. Есть еще oф-Бродвей и oф-oф-Бродвей – театры вне пределов главной улицы. И драматические спектакли, идущие на Бродвее (за которые также вручается статуэтка), – лишь осколки настоящего театра.

Так или иначе, главная борьба за «Тони» разворачивается не в разделе драмы, а на поле мюзикла. И здесь нужно отметить, что Америка переживает новый всплеск интереса к этому жанру. Классические шоу – «Чикаго», «42-я улица» – до сих пор радуют туристов, но театралы предпочитают другие зрелища.

С начала нового сезона на Бродвее появилось 8 новых мюзиклов, и именно они (а не пресловутое «Чикаго») сделали 80 процентов всей театральной кассы. Когда жюри «Тони» огласило список номинантов, стало очевидно, что выбор будет не легким. Как правило, уже на подступах к церемонии появляется один фаворит, вокруг которого разгораются газетные страсти. Например, в 2002 году почти все статуэтки собрали знаменитые «Продюсеры» (комедийная история об аферистах-продюсерах, чьи заведомо провальные спектакли, вопреки их же ожиданиям, оказывались суперуспешными).

В этот раз главные ставки разделились между двумя спектаклями. С одной стороны, дорогой и зрелищный мюзикл «Wicked» (у нас его переводят то как «Грешницы», то как «Плутовки»). С другой – почти аскетичная и напряженная драма «Кэролайн, или Сдача». Поставленная по книге обладателя всех возможных премий Грегори Макгвайера, история похождений двух волшебниц из волшебной страны Оз – как полагается, доброй (белокурой) и злой (с зеленым лицом) – сделала «Wicked» самым кассовым мюзиклом сезона. Сюжет чем-то напоминает «Гарри Поттера»: две волшебницы учатся в одной школе, попадают в переделки и, наконец, превращаются в настоящих ведьм.

Более серьезный посыл у «Кэролайн»: эту драму после долгого молчания выпустил гуру и реформатор Бродвея Тони Кушнир (автор «Ангелов в Америке»). Действие мюзикла происходит в Америке времен президента Кеннеди. В штате Луизиана в еврейском семействе работает чернокожая служанка Кэролайн, крайне недовольная своей жизнью и положением. Семья, где она стирает и готовит, относится к ней очень почтительно. Более того, ребенок Ной к ней сильно привязан и считает своим другом. Однако дружбу разрушают деньги: мать Ноя велит Кэролайн перед стиркой забирать из карманов сына всю мелочь, которую он оставляет там по рассеянности. Здесь и начинается почти непереводимая на русский игра слов: словечко Сhange в заголовке мюзикла означает и «мелочь», которую получает Кэролайн, и «воздаяние», которого ждут все афроамериканцы от правительства, и «перемены» в судьбе героев. Бытовая ссора (Кэролайн не хотела отдавать Ною забытые им 20 долларов) перерастает в настоящий скандал, который повзрослевший мальчик позднее вспоминает с угрызениями совести.

Казалось, что судьба главных наград предрешена. Но неожиданно на первый план вышел мюзикл, совместивший и детскую развлекательность, и острую социальность. Почти все первые призы («Лучший мюзикл» и «Лучшая пьеса для мюзикла») забрала постановка «Авеню Кью» – смешная сага о «маленьких людях в большом городе». В этом мюзикле наравне с людьми играют куклы (наподобие тех большеротых и пучеглазых кукол, что всем знакомы по «Мапет-шоу»). Эти куклы и люди живут на нью-йоркской улице Кью (Q) для всякой лимиты, у которой нет денег на то, чтобы снять приличную квартиру в центре. Обитатели своеобразной уличной коммуналки, как могут, помогая друг другу, устраиваются в жизни. Судя по всему, даже в респектабельных законодателях Бродвея еще жив дух развеселого нью-йоркского фрика (Чарли в новом варианте). Оттого, почтив второсортными призами «Плутовок» («Лучшая актриса» и «Лучшая сценография») с «Кэролайн» («Лучшая актриса второго плана»), они остановили выбор на кукольной улице.

"