Posted 7 апреля 2015,, 21:00

Published 7 апреля 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:51

Updated 8 марта, 03:51

Среди друзей

Среди друзей

7 апреля 2015, 21:00
В Доме кино прошел вечер «Россия – Грузия. Опыт ностальгии», приуроченный к 125-летию Бориса Пастернака и 120-летию Тициана Табидзе. Эпиграфом к нему стали пастернаковские строки: «Я любил мысль, что живу для Тициана, а он для меня».

На вечере, конечно, собрались неслучайные люди, те, которым равно дорого творчество обоих писателей. Пастернак и Грузия – вообще особая большая тема. А семью своего друга поэта Тициана Табидзе, репрессированного в 1937 году, Пастернак поддерживал и морально, и материально до конца своих дней. Борис Леонидович приезжал в Тбилиси и вскоре после травли, связанной с присуждением ему Нобелевской премии за роман «Доктор Живаго», отдыхая душой среди друзей в милой его сердцу Грузии.

Оба героя вечера, к чести его организаторов, не стали далекими памятниками той эпохи, о них, о живых и близких, говорили так или иначе все участники встречи, подтверждающей непреложный факт российско-грузинской дружбы.

Русские и грузины не переставали любить друг друга, не предавали свою дружбу. Как бы кому-то ни хотелось рассорить эти две нации, две родственные культуры. Об этом говорили и актер Давид Гиоргобиани (художник Сандро Баратели из фильма Абуладзе «Покаяние»), и Оксана Мысина, и Вадим Абдрашитов, и Ираклий Квирикадзе. Последний подчеркнул, что действительно «какую-то энергетику получали российские поэты в Грузии», начиная с Пушкина и Грибоедова.

Нина Табидзе, внучка Тициана Табидзе, говорила, что и сегодня, и в прежние ее приезды в Москву она встречала неизменно теплый, дружеский прием неравнодушных людей. Говорила об этом со сцены Дома кино, в рассказе о судьбе своей семьи (еще 17 лет после расстрела в 1937-м родные и друзья Тициана думали, что он жив) в документальном фильме, который был показан на вечере.

«Мальчики и девочки «Доктора Живаго» («Мальчики и девочки» – первоначальное название знаменитого романа) известного режиссера Олеси Фокиной – фильм не только о судьбах двух больших поэтов, двух друзей. По словам автора картины, она об «отражениях Пастернака в молодом поколении нынешнего времени». Удивительные мальчики и девочки еще встречаются и в наши дни. Они часто приезжают в Дом-музей Пастернака в Переделкино, читают стихи, общаются с Жоржем Нива, крупным литературоведом и славистом, дружившим с Пастернаком. Литературный клуб для них – это живой организм, не лишенный романтики. В фильме есть и чудесная тбилисская молодежь – ученики школы «21-й век», поставившие спектакль «Памяти дружбы двух великих поэтов». И мы видим отрывки из этого спектакля, кадры хроники, слышим архивные аудиозаписи самого Пастернака. Два пласта времени перетекают друг в друга, демонстрируя неразрывную связь поколений и культур. У московских и тбилисских школьников и студентов творчество Пастернака и Табидзе действительно вызывает глубокий, неподдельный интерес. И нет ностальгии, потому что ничего не обрывалось и не прерывалось, как сказал один из участников фильма и вечера, юноша, способный и слышать, и слушать, и читать стихи.

А после документального фильма «Мальчики и девочки «Доктора Живаго» был показан художественный фильм «Слепые свидания» Левана Когуашвили. Не имевший толком прокатной истории у нас, но прокатившийся по фестивалям еще в 2013–2014 годах (Торонто, Висбаден, Берлин, Токио, Сахалин). На ММКФ в прошлом году он был показан в программе «Восемь с половиной». Вот реальный оммаж грузинскому кинематографу, какой мы всегда любили. С его обаянием, иронией и теплотой. Камерная история сорокалетнего школьного учителя Сандро (с этой ролью прекрасно справился один из сценаристов фильма Андро Сакварелидзе), неприкаянного и слегка нелепого. Фильм Когуашвили живописует сегодняшний день Грузии, слегка растерянной, как и главный герой, встрясками последних лет, травмированной войной и невзгодами.

Легкое дыхание, юмор, светлая грусть, отлично выписанные диалоги, смех сквозь слезы, великолепный Кахи Кавсадзе в роли отца героя – все это «Слепые свидания», очень редкий гость на наших экранах.

В те дни, когда удушливая ненависть и агрессия пытаются обосноваться и на поле искусства, захватывая территорию театра и кино, на российско-грузинском вечере показали, что люди могут оставаться людьми. Наши связи не прерывались, мы не были и не станем врагами друг другу – таков был общий камертон и выступлений всех гостей вечера, и двух прекрасных фильмов – игрового и документального.

"