Posted 7 апреля 2005,, 20:00

Published 7 апреля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:38

Updated 8 марта, 02:38

Литературная кухня

7 апреля 2005, 20:00
Алиса МУН. «Кукла» / Алексей СЛАПОВСКИЙ. «Они» / Люк БЕССОН. «Артур и месть Урдалака»

Алиса МУН. «Кукла» (М.: Emergency Exit, 2005)

Ингредиенты. Издательство ЕЕ, позиционирующее себя на рынке как сверхинтеллектуальное, выпускающее эссеистику о Чехове и «Умственные Эпидемии» Поля Реньяра, вдруг выпустило предельно развлекательный роман. Любовь вперемешку с фантастикой и приключениями. Автор – молодая и неизвестная Алиса Мун – пишет в современной киностилистике, чем-то напоминающей комикс. Новый приключенческий роман «Кукла» – о девушке-роботе Линде, сознание которой является продуктом компьютерных гениев, придумавших идеальную игрушку для мужчин. Линда – кукла для любви, совершенная, многоликая, неотличимая от живой женщины. Она – страстная любовница, занятная собеседница, она такая, какой хочет ее видеть хозяин. Игрушка ценой в миллион долларов. Но происходит чудо – и робот обретает душу. Всего лишь за полгода Линда проходит путь от сексуально совершенного существа с душой пятилетнего ребенка до многоопытной женщины, которая отчаянно борется за свою свободу. Станет ли Линда счастливой и сможет ли полюбить человека? Или, наоборот, принесет в наш мир хаос и разрушения? Обо всем этом и многом другом новый роман Алисы Мун «Кукла». Но главное – эта книга о любви. Настоящей. Человеческой. Уже сейчас книга на «ура» съездила на Парижский книжный салон, где превзошла все ожидания издателей. Уже сейчас права на издание книги купили два крупных зарубежных издательства. И уже сейчас книга в одночасье сметается с книжных прилавков. Что это? Гарри Поттер – часть вторая? Или Кукла, Кукла единственная и неповторимая? Кстати, нам уже обещают продолжение.

Сервировка. Первое впечатление – женский роман. Открываем и понимаем, что ошиблись. Это и любовная история, и фантастический боевик, и приключения. Это для всех. Это интересно. Очень.

Дегустация.

«… Итак, я – кукла.

Я – кукла, предназначенная для него.

Я гораздо лучше для него, чем любая женщина.

Я не старею – и значит, он будет любить меня вечно.

Я всегда буду для него прекрасной и желанной.

Да, он будет любить меня всегда.

Потому что я бессмертна!

Я бессмертна. И я буду всегда!»

Анжелика ПЕТЛИНСКАЯ



Алексей СЛАПОВСКИЙ. «Они» (М.: Эксмо, 2005)

Ингредиенты. У каждого в детстве хоть раз возникало ощущение, что все вокруг сделаны из другого теста. В новом романе Слаповский виртуозно понял и по-своему утешил самых разных персонажей-одиночек. Для маленького мальчика чужими кажутся все взрослые, для девушки – мужчины, для ментов – граждане, для старика маразматика – неведомые оккупанты. Мгновенное перевоплощение Слаповского в каждого из них продумано до мелочей. Роман «Они» по жанру – перевернутый детектив, как «Преступление и наказание». Случайная кража и попытка убийства произошли в самом начале, и весь роман читатель ждет, накажут ли преступников. Умеющий соединить философскую мысль с увлекательным сюжетом, Слаповский обласкан всеми премиями критиков и в то же время успешно выступает как сценарист сериалов. Его команд слушаются герои популярных телефильмов «Участок» и «Остановка по требованию». Может быть, поэтому он понимает, что одна подпись чиновника может стать причиной драмы и трагедии, а надуманные законы нашего общества зачастую абсурдны.

Сервировка: В аннотации сам автор рекомендует книгу правителям России для изучения страны. Обычные граждане тоже выиграют, разобравшись в самих себе.

Мария КОРМИЛОВА



Люк БЕССОН. «Артур и месть Урдалака» (М.: Mahaon, 2005)

Ингредиенты. Режиссер «Пятого элемента», написав уже третью книгу для подростков, так и не захотел избавиться от кинематографичности взгляда, когда камера как бы следит за происходящим глазами одного из персонажей. В его романе собака вбегает в комнату и видит москитную сетку на голове хозяйки. Хозяйка сквозь эту сетку не отличает собственного мужа от собаки и наступает псу на хвост. На том и держится весь юмор Бессона-писателя. Скелет книги вроде бы состоит из обычных штампов детской литературы: родители Артура набитые дураки, значит, от них можно сбежать в чудесную страну минипутов. Плюс клише взрослой культуры: глава одного племени – женщина, другое племя никогда не охотится, блюдет экологию и строит шатры только из шкур погибших животных. Захватывающего экшна, как было у Бессона-режиссера с актрисой Милой Йовович, из всего этого не получается. Занудные описания сменяются действием только после сотой страницы, страна минипутов возникает только после двухсотой. Все сказки Бессона о смелом мальчике Артуре имеют самостоятельные сюжеты, но при этом составляют единую эпопею, так что, дочитав книгу до конца, надо бежать в магазин за следующей. На такой хитрости да на громких именах новообращенных писателей и строится успех серийной литературы для наших несчастных детей.

Сервировка. Не рекомендуется поклонникам фильмов Бессона («Голубая бездна», «Никита», «Пятый элемент»). Все-таки скорее дело мужчин – махать оружием, а не воспитывать потомство.

Мария КОРМИЛОВА

"