Posted 7 марта 2007,, 21:00

Published 7 марта 2007,, 21:00

Modified 8 марта, 08:52

Updated 8 марта, 08:52

Писаные красавицы

7 марта 2007, 21:00
Составить список картинных красавиц оказалось не просто сложно, а невероятно сложно. По двум причинам: во-первых, женский портрет – едва ли не самый популярный жанр в русском искусстве (пейзаж ему явно уступает), во-вторых, как из прекрасных дам выбрать самых прекрасных, одному Богу известно (помнится, как раз из-за эт

1. Портрет Марии Лопухиной.

1797 г. Владимир Боровиковский.

Отставная дочь генерала Ивана Толстова умерла через пять лет после написания картины. Мечтательность девушки и туманный пейзаж сделали портрет иконой нового стиля – сентиментализма. По легенде, у художника был далеко не только профессиональный интерес к модели. Поэт Яков Полонский посвятил изображению стихотворные строки: «И будет этот взгляд и эта прелесть тела / К ней равнодушное потомство привлекать, / Уча его любить, страдать, прощать, молчать».



2. «Неизвестная» (или «Незнакомка»).

1883 г. Иван Крамской.

Одни видят в ней высокородную дворянку, другие – даму полусвета. Что означает этот надменно-снисходительный взгляд, куда направляется жгучая брюнетка, откуда и кто она? Вопросов возникает больше, чем ответов. Что и требовалось доказать: в женщине должна быть загадка.



3. «За туалетом». 1910 г.

Зинаида Серебрякова.

Представленный на 7-й выставке Союза художников, этот автопортрет Серебряковой сразу произвел фурор. В нем чувствовались русское очарование и парижский шик. Александр Бенуа писал: «Здесь полная непосредственность и простота: истинный художественный темперамент, что-то звонкое, молодое, смеющееся, солнечное и ясное».



4. «Петроградская Мадонна».

1918 г. Кузьма Петров-Водкин.

Соединив русскую Богородичную икону с европейским образом Мадонны, художник вывел общечеловеческий идеал матери в один из самых драматичных моментов нашей истории.





5. «Делегатка».

1927 г.

Георгий Ряжский.

Кому-то этот портрет покажется издевательством над идеалом женщины – не хватает только нагана. Между тем именно этот типаж в воображении наших дедов считался самым модным и эротичным. Свободная, умная, волевая. Сравните с «Незнакомкой» Крамского.

"