Posted 7 февраля 2006,, 21:00

Published 7 февраля 2006,, 21:00

Modified 8 марта, 09:22

Updated 8 марта, 09:22

Классическое мыло

Классическое мыло

7 февраля 2006, 21:00
Сегодня заканчивается показ телесериала «Золотой теленок» по роману Ильфа и Петрова, а завтра – будет последняя серия «В круге первом» по роману Александра Солженицына. Отдельным захватывающим сериалом выглядит война за зрителя между Первым каналом и «Россией». Причем это сражение будет иметь долгое продолжение, поскол

Телесериал-экранизация – это жанр-гибрид. На российской почве его выводили, скрещивая просветительскую костюмную ленту с дешевой «мыльной оперой». Все-таки очень режет слух, когда дикторы ведущих каналов меряются рейтингами своих классиков: у Булгакова 29%, у Солженицына 17%, у Ильфа и Петрова 13% в день премьеры. Постепенно стали оформляться законы и штампы жанра: собрать в одной картине всех самых известных актеров, разбавить советских мэтров звездами других популярных сериалов (первые претенденты на главную роль – красавцы Евгений Миронов и Сергей Безруков). Книга-первоисточник должна быть обязательно с общедоступной «фишкой». Булгаков и Ильф с Петровым – с комизмом. Первый роман Солженицына – с кажущейся остросюжетностью триллера.

Особенно грубо получилось с раскруткой сериала по роману Александра Солженицына «В круге первом». Перед премьерой появились рекламные полотна: «Певцов раскрыл агента», «Миронов идет по этапу», «Чурикова ждет мужа из тюрьмы». Приманка сработала. В отличие от всеми читаемых «Мастера и Маргариты» или «Золотого теленка», о книгах Солженицына, к сожалению, можно сказать так же, как один из его собственных героев отзывается о «Фаусте» Гете: «Все говорят, что гениально, но никто не читает». После рекламной акции стало понятно, что зрелище будет далеко не вялое. Неясно было только, как втиснуть в телесериал многофигурный, с множеством предысторий и деталей, роман Солженицына. В результате все сюжетные линии пучком стянули к первой серии, чтоб накалить остроту действия. А то, что не влезало в прокрустово ложе телесериала, смело отсекли. Главной проблемой экранизации оказался сглаженный, проглоченный подтекст. У Солженицына каждый герой постоянно балансировал на грани между предательством и подвигом, между недоверием к собеседнику и полной откровенностью. На фоне любого диалога в романе шел текст от автора со своим, внутренним действием. В экранизации осталась только внешняя канва сюжета, как в кратком пересказе для школьников: «Он ее полюбил, она его полюбила». Как любой перевод с одного языка на другой, переложение с языка литературы на язык кино требует адекватных средств. Игра актеров почти всегда не дотягивает до тонкости, чуткости и психологизма солженицынской прозы. Тем более если актеры набраны из популярных сериалов. Иннокентий Володин (Дмитрий Певцов) готовится предать родину, а в результате либо загубить свою молодую, веселую, легкую жизнь в застенках ГУЛАГа, либо все-таки вырваться за границу и там войти в роль спасителя мира, раздавая интервью журналистам. То есть герой колеблется между самыми благородными и самыми карьеристскими поступками, а потому в полном смятении. Но при этом на лице актера – маска безразличия. И эта маска может соперничать только с каменным лицом великой возлюбленной Маргариты (Анна Ковальчук) в другом недавнем сериале. Впрочем, Володину такая бесстрастность простительна: может, это он так конспирируется?

Странно, что один и тот же артист Евгений Миронов должен играть главных героев в русской классике от Достоевского до Солженицына. Тем более что в романе «В круге первом» есть второстепенный персонаж Валентуля Прянчиков, как будто написанный под вечное амплуа Миронова: по-детски непосредственный, доверчивый и мягкий. Но роли в сериалах раздаются в строгом соответствии со статусом актеров.

С сериалом «Золотой теленок» все проще. По той же схеме статусный актер Олег Меньшиков – в главной роли. От начинающего режиссера Ульяны Шилкиной лучшие сцены фильма получили молодой задор. Зато слабые сцены оказались похожими на затянувшуюся новогоднюю передачу про «старые песни о главном», поскольку предыдущие экранизации Ильфа и Петрова вспоминают все зрители (рейтингу сериала «В круге первом», напротив, пошло на пользу то, что это первая российская экранизация Солженицына). Единственное несомненное преимущество Олега Меньшикова перед Юрским, Гомиашвили и Мироновым – то, что ему достался первоначальный текст Ильфа и Петрова, без советских цензурных купюр. Говорят, особенно неожиданным будет конец фильма, когда Остап и Зося направятся в загс.

Побочное, но несомненное свойство сериалов – после них мгновенно раскупают книгу-первоисточник, с портретами актеров на обложке и без них. Вот тут-то и выясняется, какие сериалы снимать выгодно. Как и в музыке, в литературе существует своя «популярная классика». В одном из центральных книжных магазинов Москвы «Новым Известиям» рассказали, что это в первую очередь Булгаков, Набоков, Пастернак, Пушкин, чуть меньшим успехом пользуются Лермонтов, Шекспир, Ахматова. Роман «Мастер и Маргарита» всегда продавался хорошо, по 1–2 экземпляра в день. Но в декабре, после премьеры телесериала, он стал просто бестселлером. Сбыли около 800 книг «Мастер и Маргарита» за месяц (то есть около 200 книг в неделю, и это только в одном магазине). За первую неделю показа новой партии сериалов продано 140 романов «В круге первом». Хуже всего пошел «Золотой теленок»: за неделю всего 35 штук.

"