Posted 7 февраля 2005,, 21:00

Published 7 февраля 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 02:16

Updated 8 марта, 02:16

Стенка на стенку

Стенка на стенку

7 февраля 2005, 21:00
Выставку «Россия – Италия» готовили три года. Итальянскому парламенту пришлось даже издать особый указ о ее финансировании. Осенью прошлого года выставка была показана в Риме и теперь прибыла в Москву.

По выражению директора Пушкинского музея Ирины Антоновой, из каждой картины в экспозиции «Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» можно было бы устроить отдельную выставку. Каждая из них – не просто шедевр, но национальное достояние. В этом, как ни странно, и сила, и слабость международного проекта, приехавшего под крышу ГМИИ. Конечно, здесь собраны имена и произведения, которые создали целые эпохи в искусстве. У каждого экспоната можно простаивать часами и вспоминать пассажи из школьных учебников. Здесь и алтарный образ Джотто (основателя итальянского Ренессанса), и византийская икона «Ангел Златые Власы» (до этого она не покидала Русский музей). Шедевры великой троицы Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело) соседствуют с великими иконописцами земли русской Рублевым и Дионисием, а бунтарь Караваджо (XVII век) – с услужливым Левицким (XVIII век). Здесь можно увидеть работы романтиков Франсуа Фабра и Василия Тропинина (XIX век), а также столь популярного на Западе нашего Малевича и знаменитого у нас Модильяни (XX век).

Впрочем, между многовековыми шедеврами вплоть до XIX века (когда, скажем прямо, ничего особенно интересного ни у нас, ни у итальянцев создано не было) почти нет никаких пересечений. Если, конечно, не считать «пересечениями» работу итальянских мастеров в Москве и Петербурге: самый мощный экспонат в этом ряду – макет ансамбля Смольного монастыря Растрелли. Итальянцы слишком самодостаточны и слишком богаты собственной историей, чтобы сравнивать себя с кем-то или с чем-то. Россия, наоборот, постоянно что-то впитывала и воспринимала (сначала у византийцев, потом у тех же итальянцев, немцев, французов и так далее по списку). Поэтому выставка «Россия – Италия» принципиально не похожа на уже проходившие у нас «бинарные» смотры, где сравниваются и сопоставляются две культуры. Она лишена изящества «Москвы – Парижа» (импрессионисты и «Русские сезоны») и политической интриги «Москвы – Берлина» (фашизм и сталинизм).

Идеологию «России – Италии» можно изложить в двух словах: стенка на стенку. Вот с одной стороны Белого зала – стена с картинами итальянского Возрождения, а вот с другой стороны Белого зала – стена с древнерусскими иконами. Какая между ними связь? Для стороннего взгляда почти никакой: с одной стороны – светская культура и роскошь плоти, с другой – насквозь духовная православная архаика. Лишь в архитектуре можно увидеть явное пересечение. Знаменитый строитель Успенского собора в Кремле Аристотель Фьораванти спроектировал для родной Болоньи палаццо дель Подеста, макет которого поставлен сразу при входе в выставочный зал.

Нужно отметить, устроители выставки не особенно утруждали себя разными методами показа. Единственный метод, который они знают, – сопоставление по времени (все залы разбиты по векам). Ни по темам, ни по историческим параллелям, ни по другим критериям сложить шедевры не получается. Они расталкивают друг друга локтями и кричат о своей значимости. Итальянцы, открыв этот проект в Риме, назвали его очень точно: взаимное восхищение, взаимное удивление. Примерно в таком же положении долгое время пребывали два государства – Италия и Россия: каждое хотело быть лучше и исключительней всех других, и там, и здесь сказывалась византийская идеология супердержавы – центра вселенной. Правда, Италия к концу ХХ века оставила претензии на национальное превосходство и спокойно вошла в Евросоюз. Теперь, судя по всему, она того же самого ожидает и от России.



Справка «НИ»

Выставка в ГМИИ им. Пушкина открыла фестиваль «Итальянский сезон в России», который продлится весь год. Этот крупнейший межнациональный проект продолжит традицию культурных обменов России с другими странами. Организаторами этого праздника искусств выступают Министерство культуры РФ, российский МИД и министерство культуры Италии. Среди участников «Итальянского сезона», который продлится весь год, – известные музыкальные, театральные и балетные коллективы, отражающие современные тенденции в итальянской культуре. Центральным событием проекта станут концерты оркестра Национальной академии Santa Cecilia и ансамбля солистов оркестра миланского театра «Ла Скала», известного не только в Италии, но и во всем мире. В числе гастролеров музыкальный ансамбль Scaligero, а также одна из лучших хореографических групп Италии под управлением Мауро Бигонзетти.

"