Posted 6 ноября 2012,, 20:00

Published 6 ноября 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:25

Updated 8 марта, 05:25

В Москве выступил легендарный гитарист Пэт Мартино

В Москве выступил легендарный гитарист Пэт Мартино

6 ноября 2012, 20:00
В Москве выступил легендарный гитарист Пэт Мартино

Первые дня ноября ознаменовались концертами в столице американского джазового коллектива – органного трио Пэта Мартино. 68-летнего Пэта Мартино трудно назвать звездой в обычном смысле, но вот легендарным, культовым и вообще «правильным» джазменом – запросто. Это будет совершенно справедливо. Клубные концерты, конечно, редко тянут на культурное событие, но выступление трио Пэта Мартино – как раз из этого разряда.

Наши джазовые и околоджазовые клубы и рестораны не любят известных музыкантов: платить им надо много, а вот окупятся ли – вопрос. Поэтому самый ходовой формат – юная неизвестная афроамериканская штучка, поющая навязшие в зубах «стандарты» с местным коллективом. В этом смысле четыре дня с трио Пэта Мартино – это просто подарок меломанам. Мартино не обладает такой попсовой славой, как, например, коллега-гитарист Джордж Бенсон, – он почти всегда играл авторскую, трудную для понимания большинства музыку (би-боп), а если и отклонялся, то только либо в сторону блюза, либо в сторону сотрудничества с совершенно непохожими на него коллегами-гитаристами вроде Джо Сатриани и Джона Скофилда.

Первым делом анонсы столичного выступления сообщали про гитариста волнующую историю: как, уже будучи сложившимся музыкантом из «тусовки» джазменов высшей лиги, он перенес операцию на мозге, потерял частично память и потом заново учился играть на гитаре. Это, конечно, совершенно прекрасная – чтоб не сказать киношная – история о победе таланта над обстоятельствами, но, собственно, слушают-то люди не истории, а музыку. И тут вот Пэту Мартино, бесспорно, есть что предложить.

Во-первых, он, конечно, гитарист с очень своеобразной импровизационной «речью». Во-вторых, таких «штучных» гитаристов из тех еще времен, но в такой великолепной форме просто мало. В-третьих, сейчас Пэт Мартино выступает в формате органного трио – а такой саунд просто очень привлекателен почти для любого слушателя. Здесь и джазфэном быть необязательно, чтобы услышать, насколько сильно орган Hammond (изобретенный консерваторскими людьми в качестве компактного органного «тренажера») повлиял на всю поп-музыку, от соул до рока.

Органное трио переживает ренессанс. Сам Мартино, кстати, именно в таких группах и начинал – в коллективах выдающихся органистов вроде Джека Макдаффа и даже совсем уж звездного Джимми Смита. «Инструментальные составы, – философствует Мартино, сединой, пиджаком и очками напоминающий «препода» технического вуза, – возвращаются. Цикл – примерно лет тридцать. Еще недавно джазмены любили большие составы, богато аранжированную музыку. Теперь возвращаемся к минимализму. Кроме того, органное трио – это еще и большая экономия по сравнению с биг-бэндом или даже квинтетом». В коллективе с Мартино играют молодые джазмены, «внуки», можно сказать: органист Пат Бианки и барабанщик Кармен Интурре-младший.

И вот когда наконец перестаешь размышлять о роли органных трио, круговороте форматов и том ворохе пластинок, которые записал Пэт Мартино, и начинается концерт, – то тут же попадаешь в нереальный мир: как будто сошлись пятидесятые годы и нынешнее время в одной точке. Но это не ретро – это живая традиция.

"