Posted 6 октября 2015,, 21:00

Published 6 октября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 02:17

Updated 8 марта, 02:17

Знакомые все лица

Знакомые все лица

6 октября 2015, 21:00
Огромная экспозиция, посвященная 150-летию Валентина Серова, одного из самых популярных и дорогих художников начала ХХ века, раскинулась на трех этажах музейного здания. Картины для арт-блокбастера 2015 года доставлены из более чем трех десятков собраний со всего мира. Специально перед вернисажем проведена реконструкци

По моде западных музеев Третьяковка выбрала для своей громкой выставки самую знаковую картину, которую буквально вколачивает в сознание зрителей. Так, чтобы, увидев ее, каждый подумал: «Вот крутой художник!» В случае с Серовым этим рекламным двигателем оказалась «Девочка с персиками», написанная 22-летним художником и сделавшая его известным среди богатых меценатов. Каждый желающий теперь может посмотреть видеоролик, где «девочка» рассказывает, как же ей не хотелось позировать в летние деньки.

В том, что именно дочка предпринимателя Саввы Ивановича Мамонтова заняла главное место в экспозиции (а не, допустим, еще более раскрученное «Похищение Европы»), есть своя логика, которой подчинен весь главный этаж. Валентин Серов предстает перед нами как портретист великих и знаменитых людей своего времени. Красивейшее семейство Юсуповых, продвинутые Морозов и Мамонтов, модные певцы и актеры (само собой, Ермолова в полный рост), конечно же, император в белом и на белой лошади… Буквально лет десять назад такое восхищение светским блеском посчитали бы недостойным серьезного мастера. Но теперь именно этот салонный набор оказался самым важным – ты словно бы попадаешь в благородную гостиную начала ХХ века. Тебя встречает «Девочка», а за ее спиной уже возникают ряды дам и кавалеров в роскошных платьях и расслабленных позах на диванах и креслах. Дизайнер Геннадий Синев создал очень эффектные ракурсы из стендов и выгородок, которые то открывают, то закрывают обзор на различных персонажей аристократического бала. Среди них как бы невзначай, как отголоски передвижнических идеалов, затесались художники и писатели (Горький, Левитан, Суриков).

«Портрет художника И. И. Левитана». 1893 г.
Фото: С САЙТА МУЗЕЯ

За восхищением парадными портретами на задний план ушло то, чем обычно у Серова принято восхищаться в артистической среде – его модерновые образы, предвкушение русского авангарда. Серовская графическая линия, как и эксперименты с плакатом и театральной афишей, его кинематографическая энергия и намеренная неоконченность, эскизность многих картин – все это вынесено на другой этаж, куда, что греха таить, ослепленные светским блеском посетители просто не доходят. Там висят два варианта «Похищения Европы» – утешение тем, кто до сих пор переживает об упущенном шансе: ведь лучшую «Европу» из всех повторений приобрел у наследников Серова Вячеслав Кантор для своего американского Музея авангарда. Для Серова-новатора нашлось немного места, его авангардность никак не подчеркнута (ранняя смерть художника от грудной жабы прервала его радикальные опыты). Да и нужно ли это, если мастер в начале блистательного пути декларировал, что хочет писать «только отрадное» вместо «отображения язв общества»? Ведь ради этого и свозились в Третьковку лучшие портреты из Парижа, Еревана, Минска и Копенгагена.

"