Posted 6 сентября 2015,, 21:00

Published 6 сентября 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:19

Updated 8 марта, 03:19

Гостей по осени считают

Гостей по осени считают

6 сентября 2015, 21:00
Сокращение финансовой поддержки международных фестивалей было в 2015 году столь радикальным, что даже закрадывалось сомнение: а не закроются ли возникшие в тощие перестроечные годы и их благополучно пережившие «Балтийский дом», «Сезон Станиславского», NET и примкнувшие к ним «Александринский», «Территория», «Solo», «Га

Финансирование театральных фестивалей сокращено по самое не хочу. Рубль дешевеет, цены на авиабилеты, гостиницы, перевозки все растут. Растут как на дрожжах цены аренды театральных залов… И куда крестьянину податься и чем подпоясаться? В выигрыше оказались фестивали, имеющие свои театральные площадки. В результате питерская фестивальная осень, сосредоточенная в «Балтийском доме» и в Александринке, в этом году смотрится явно представительнее московской.

Главным гостем двух столиц станет «Борис Годунов» Эймунтаса Някрошюса, который будет показан на «Балтийском доме» и на «Сезоне Станиславского». Эймунтас Някрошюс поставил в Национальном театре Вильнюса главную русскую трагедию. Это его второе обращение к творчеству Пушкина. Двадцать лет назад он поставил «Маленькие трагедии», сейчас пришла очередь трагедии большой, трагедии о беде государства и судьбе народной. Някрошюс умеет преобразовывать пушкинский стих в сценическую гипнотическую реальность, мир, «зазиппованный» в строчках поэта, обретает у него свободу и разворачивается вокруг с убедительностью сновидения. Светится лестница – Судьбы? Карьеры? – зависшая между землей и небом. Грохочут деревянные сапоги-колодки толпы, собравшейся у монастыря. Юродивый отрывает крылья надоевшей мухе. Ее истошное жужжание разрастается, наполняет сцену – зал – мир, предвещая и накликивая несчастья, войны, трупы… Кроме «Бориса Годунова» Някрошюс покажет на «Балтийском доме» эскиз своего нового спектакля «Голодарь» по Францу Кафке.

Римас Туминас представит на «Балтийском доме» спектакль по пьесе Томаса Бернхардта «Минетти», поставленный в Малом театре Вильнюса, где Владас Багдонас сыграет роль старого актера, мечтающего о короле Лире.

Эльмо Нюганен покажет постановку по роману эстонского классика Таммсааре «Я любил немку» (Городской театр Таллина).

Если гостями «Балтийского дома» стали по преимуществу театры Прибалтики, то фестиваль «Александринский» сделал в этом году упор на китайские постановки. В программе постановка «Короля Лира» Ву Хсинг-Куо, синтезирующая традиции западного театра и пекинской оперы (театр «Современная легенда») и «Жизнь в театре» Сиин Шимяо, рассказывающая о судьбах трех артистов Пекинской оперы (Академия искусств Шанси).

А главным событием программы называют постановку культового французского хореографа Рашида Урамдана «Сфумато» (Компания L`A/Рашид Урамдан, Париж), которая также будет показана в рамках московского фестиваля NET. Любителей современного пластического театра NET также порадуют спектаклями «Manger» Бориса Шармаца (Musee de la danse, Ренн) и «The Land» Габриелы Каррицо (Residenztheater, Мюнхен). Драматический театр на NET представлен «Гамлетом» молодого хорватского режиссера Оливера Фрлича.

Последние годы театральная пресса и театральные деятели настойчиво поднимали вопрос фестивальных площадок в Москве. Город, который по праву называли «театральной Меккой», город, где театральные фестивали идут нон-стоп, – не имеет свободных площадок, что удорожает приглашение любого театра в разы. В ситуации кризиса это грозит полным фестивальным коллапсом. Наша страна имеет грустный опыт культурной автаркии, и очень не хотелось бы его повторять.

"