Posted 6 сентября 2010,, 20:00

Published 6 сентября 2010,, 20:00

Modified 8 марта, 06:53

Updated 8 марта, 06:53

Страсти по-итальянски

Страсти по-итальянски

6 сентября 2010, 20:00
Помимо неожиданного успеха у публики российского фильма «Овсянки» (режиссер Алексей Федорченко) любовью зрителей пользуется итальянское кино. В этом году в основном конкурсе четыре итальянские ленты, что для Венеции рекорд, поскольку давно итальянский кинематограф не был столь обширно представлен на домашнем фестивале.

Лучшая из итальянских картин – «Страсть» Карло Маццакураци. Очередная история о режиссере в творческом кризисе выглядит весьма правдоподобно: без всяких кивков в сторону Феллини и жизненно. Интересен, правда, и Челестини, чью картину «Черная овца» впихнули в основную программу в последний момент, но его картина, по всеобщему уверению, излишне театральная и напоминает скорее съемку спектакля.

Кстати, ходят итальянцы на свое кино не только по принципу «своя рубашка ближе к телу», для многих это чуть ли не единственный шанс увидеть отечественное кино на широком экране. Дело в том, что, несмотря на обилие фильмов, итальянский кинематограф переживает определенные проблемы. Прежде всего большая часть картин спонсируется из государственных средств, но совершенно не окупается в прокате. Редко какой итальянский фильм собирает кассу – для него просто нет места.

По статистике, большинство итальянцев смотрят кино в мультиплексах, а мультиплексы вынуждены пользоваться американской системой «паровозика». Выглядит это так: стремясь к выручке, сеть мультиплексов покупает какой-нибудь хит сезона вроде «Затмения» или нового «Гарри Поттера», а в нагрузку к нему получает еще целый пакет фильмов, которые кинотеатр по контракту обязан показывать. Вот и получается, что, собственно, итальянский кинематограф идет лишь в артхаусных залах для интеллектуалов, которые есть только в крупных городах.

Есть и другой выход: телевидение. Таким образом, многие из картин, снятых для кинотеатров, находят своего зрителя только на телеканалах (равно как и многие талантливые местные актеры и режиссеры вынуждены идти на ТВ, чтобы вообще хоть как-то сниматься). Ситуация до смешного напоминает Россию. Аналогии можно продолжить: так, в прошлом году большая часть государственного кинобюджета ушла на создание одной-единственной картины – «Баарии» Джузеппе Торнаторе. Фильм обругали все: итальянские критики так вовсе не стесняются в выражениях, обрисовывая сомнительные художественные таланты данного эпического шедевра. Отношение к Торнаторе в Италии вообще примерно такое же, как к Михалкову в России: когда-то талантливый режиссер, снявший в молодости несколько выдающихся фильмов, ныне погрязший в самолюбовании, большом стиле и прочно обосновавшийся у руля государственного кинобюджетирования.

Итальянские критики надеются, что жюри на этот раз оценит работу режиссера Маццакурати. Кстати, любопытно, что его фильм называется «Страсть», видимо, в предвкушении страстей, которые он вызовет. К тому же во внеконкурсной программе есть и другие «Страсти» – от известного актера Джона Туртурро, который в последнее время ударился в режиссуру на итальянскую тематику. Представив в прошлом году фильм про Сицилию, в этом году он порадовал нас картиной про Милан.

"