Posted 6 августа 2015,, 21:00

Published 6 августа 2015,, 21:00

Modified 8 марта, 03:38

Updated 8 марта, 03:38

Вице-чемпион Олимпиады по фигурному катанию Илья Авербух

Вице-чемпион Олимпиады по фигурному катанию Илья Авербух

6 августа 2015, 21:00
Одним из главных культурных событий нынешнего лета стала мировая премьера ледового мюзикла «Кармен» в постановке прославленного фигуриста и создателя продюсерской компании «Ледовая симфония» Ильи Авербуха. Он преподнес поклонникам фигурного катания фантастически красивую постановку, в которой гармонично сосуществуют фи

– Илья, в вашей спортивной карьере было много всевозможных наград. А насколько для вас важна премия театрального журнала?

– Премия «Звезда Театрала» – это очень важный этап в моем творчестве, и я хорошо помню тот день, когда стал лауреатом. В моей коллекции мало театральных наград: «Звезда Театрала» и «Премия Олега Янковского», которую мне вручили в рамках фестиваля искусств «Черешневый лес». Обе за спектакль «Огни большого города» – мой первый проект.

– В вашем предыдущем проекте участвовал драматический актер – Марат Башаров. А в «Кармен» задействованы исключительно фигуристы. С чем это связано?

– Вы знаете, каждый должен быть на месте. В образ Бродяжки, который исполняет Марат Башаров, я изначально закладывал больше артистизма. Он должен был быть не мастером фигурного катания, а артистом, который объединяет персонажей. Марик прекрасно с этим справлялся, и я с большой любовью вспоминаю работу с ним. «Огни большого города» по своей схеме был проще, строился по другим законам. В «Кармен» я ставил перед собой иные задачи. Хотел пойти чуть дальше в качестве профессионализма, здесь другой уровень. Мне нужен был напор. Хотелось, чтобы было много хореографических решений, где есть второй план, а не просто катаются солисты. В «Кармен» мы приблизились к драматическому театру. Если раньше все сольные номера катали чемпионы, а балету отводилась роль бэк-танцоров, то теперь все чемпионы выступают в общих номерах, и мы стали единым целым, полноценным коллективом.

– Не знаю, насколько я правильно поняла замысел режиссера. Но в вашей Кармен я увидела не коварную соблазнительницу, а девочку, которая запуталась в своих чувствах.

– Многие по поводу Кармен высказывают ко мне претензии: «Почему она у тебя такая мягкая, где ее коварство?» Но таких Кармен мы видели очень много. И, как правило, это надрыв, немножко «по ножу». Немножко с нарочитостью. Потому что россияне все делают с нарочитостью. А мне казалось, что вот это интереснее. Незримый рок, бросая цветок, дает шанс обеим девочкам. Но подняла его именно Кармен, она пошла за судьбой. Я хотел именно такую историю показать. То есть все мы всё знаем, и видений уже было миллион. Более талантливых или менее талантливых, не важно. Мне нужна была эта точка опоры – Кармен, Хозе, Тореадор, ревность, взаимоотношения, любовь. Я сразу зарядил линию противовеса Кармен, которую ведет Маша Петрова, с цирком, со всей этой светлостью. Что есть другой путь к человеческому счастью. Обычному и хорошему. И это придает запутанности Кармен. Она не знает, как выбраться. Ее загоняют в какие-то обстоятельства. И она по-женски выходит из них – где-то через свою внешность. У Тани Навки очень сложная партия.

– Маленькую Кармен исполняет Юлия Жирова – воспитанница сочинской школы фигурного катания. Будет ли она гастролировать с вами, или в Москве вам придется искать новую солистку?

– Юля еще в прошлом году работала с нами в «Огнях большого города». Она очень способная и первая девочка, с которой мы обсуждаем роли, всегда разбираем ошибки. Но в Москве, скорее всего, будем искать другую фигуристку. Тем более у меня есть школа «Путь к успеху». Мне хочется создать такую группу, которая развивала бы в ребятах не спортивное, а творческое начало. Да, спортивные элементы мы будем делать, но хотелось бы воспитать из них полноценных артистов, с которыми мы сможем создавать представления на льду. Артистов, которые обладают такими эксклюзивными номерами, как, например, сальто, прыжки в четыре оборота. Спорт – это бесконечное соперничество, а я хочу создать коллектив.

ИЗ АРХИВА ИЛЬИ АВЕРБУХА

– Коллектив спортсменов, занятых в «Кармен», почти полгода находится в Сочи. Как проходят их будни и тренировки?

– Практически все мы обзавелись здесь велосипедами. Многие привезли из Москвы свои машины. Почти все вывезли сюда родителей, которые сидят с детьми. В общем, обзавелись инфраструктурой. Заставлять себя работать в таких условиях очень сложно. Но они все профессионалы, и главное для них зрители. Поэтому каждый день с 2 часов все приходят на раскат.

– «Кармен» многонаселенный проект – здесь и фигурное катание, и балет, и вокал, и оркестр с испанцем-гитаристом. Как вам удается руководить таким большим коллективом?

– Есть большой плюс в том, что я сам решаю все вопросы. Потому что в каждом проекте я не только хореограф и творец, но еще и продюсер. У меня нет проблемы режиссера, который придумал миллион идей, но не может найти продюсера, и нет проблемы продюсера, который не может найти подходящего режиссера. Мне повезло. В этом году я расширил свою команду, потому что не хочу зацикливать все на себе, на собственном видении. Конечно, я задаю темп и принимаю окончательное решение, но у меня теперь много помощников. В подготовке номеров на льду мне помогают Елена Масленникова и Даниил Глейхенгауз. Хореографию для тех, кто танцует на мосту, ставит Артем Волосов, с которым я познакомился на проекте «Танцуй». К сценографии мы привлекли Нину Кобиашвили, и она поселила наших артистов в многоярусный город. Музыку к спектаклю написал Роман Игнатьев, вставив в нее отрывки из оперы Бизе. Музыку мы записывали в Испании, но и «вживую» у нас на арене играют испанские музыканты.

– У вас вообще все живое, включая лошадь. На спектаклях в Москве будет аналогично?

– Не уверен. Потому что на МСА «Лужники», где мы планируем выступать с 23 октября по 7 ноября, не будет такого пространства. Здесь высота более 6 метров и довольно большой подиум. И хотя лошадь цирковая, ее все равно сложно было загнать наверх. Для этого номера надо очень долго готовиться, хотя длится он всего 2,5 минуты. Конечно, можно было бы привезти коня, и пусть он пять минут скачет. Но мне нравится, что он появляется ненадолго. Мне хотелось, чтобы в постановке было больше мелких деталей. Они необходимы для создания объема. Спектакль все время уплотняется, мы меняем темп. И с начала первого представления вырезали уже почти восемь минут неких пауз. Я работаю над историей, чтобы она «дожималась», доигрывалась. Какие-то сцены мы меняем по ходу.

– В спектакле много эффектных сцен и одна из них дуэль тореадора с барабанщиком...

– Я долго искал, как можно отобразить корриду. Чтобы это было не просто очередное катание с мулетой, а дуэль, удар. И придумал, чтобы тореадор – Алексей Ягудин разыграл такую дуэль с барабанщиком. Сначала это была абсолютная импровизация. И хотя сейчас артисты уже знают, что делать, они все равно постоянно хулиганят. И, на мой взгляд, это тоже придает дыхание всей истории. Мы постоянно импровизировали. Например, в построенном городе я поставил подъемные краны, которые по эпохе «не дружат» с остальными декорациями. И это тоже такое небольшое озорство.

Фото: ВИКТОРИЯ ПОПЛАВСКАЯ

– Илья, скажите, а какую смысловую нагрузку несут воздушные гимнастки, которые взлетают над ареной, как ангелы?

– Понимаете, тут какая история. Нужно было решить, как убить Кармен. Все знают, что ее убьют, но как это сделать с творческой точки зрения? Потому что в театре 90% спектаклей заканчиваются убийством. Кармен убили – занавес. Ну, театр может себе это позволить, а мы не можем, к сожалению. Потому что, даже если повесить занавес, потом мы должны под какую-то веселую музыку выходить на поклон. Это было бы неправильно. И мне нужно было выйти на оптимистический финал. Я долго думал, как нам выйти к истории легкой грусти и философского продолжения. Поэтому в финале появляется Кармелита – дочка Фраскиты и циркача, и она снова надевает цветок, принадлежащий Кармен. Получилась такая ода женщине. Гимнастки – еще одна уникальность, это наши девочки из ледового балета, освоившие жанр воздушной акробатики. В спектакле они – чистые ангелы, их полет говорит о том, что жизнь продолжается.

- Финальная песня так заводит зрителей… Мне кажется многие готовы выскочить на лед, чтобы вместе с вами танцевать и петь.

– Вы абсолютно правы, в ней есть какая-то внутренняя сила, энергия. Потому что мы отчасти пробиваем себе дорогу. Все равно существует скепсис к моему жанру. И вообще скепсис к российской шоу-индустрии. К тому, что мы способны только на то, чтобы переводить чужие мюзиклы 20-летней давности и рассказывать, что это сумасшедшая премьера очередного прекрасного мюзикла. Но это все вторично. Наверное, для общего развития хорошо, что такие проекты есть. Но мне кажется, что мы должны ставить свое. Пусть хуже пока, но все равно свое. Это важно. Поэтому эта песня – Sagara – такой ответ: мы способны сами что-то делать, и мы во многом лучше.

– Вы сказали, что в октябре будете выступать в Москве. А еще в каких городах планируете гастролировать?

– Гастроли будут в Москве и Санкт-Петербурге. Думаю, что и следующим летом мы вернемся в Сочи. Сочинская публика – это вся Россия. И когда зрители встают и устраивают нам 15-минутные овации, я понимаю, что у нас все получилось. Потому что в России, в отличие от Запада, не очень любят приветствовать артистов стоя. Но, конечно, с трепетом жду, когда мы привезем «Кармен» в Москву. Очень хочется показать мюзикл московской публике. При этом я готов и к критике, и к добрым отзывам.

КСТАТИ

В постановке «Кармен» заняты звезды мирового фигурного катания – Алексей Ягудин и Максим Маринин, Татьяна Навка и Роман Костомаров, Мария Петрова и Алексей Тихонов, Оксана Домнина и Максим Шабалин, Маргарита Дробязко и Повилас Ванагас, Албена Денкова и Максим Ставиский, Елена Леонова и Андрей Хвалько.

"