Posted 6 августа 2014,, 20:00

Published 6 августа 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:05

Updated 8 марта, 04:05

Русский «Дурак» в Швейцарии

Русский «Дурак» в Швейцарии

6 августа 2014, 20:00
В Локарно открылся 67-й Международный кинофестиваль, один из трех старейших в мире (после Венеции и Канн). Его обширная программа ориентирована на новое, молодое и экспериментальное кино, а также на современное осмысление истории кинематографа.

Новый арт-директор фестиваля Карло Чатриан, едва войдя в свою должность в прошлом году, дал понять, что не хочет видеть Локарно «киноманским гетто» и не против качественных развлекательных фильмов. Тем более что фестиваль обладает самым роскошным открытым кинотеатром в Европе, расположенным в сердце старого города – на пьяцца Гранде и вмещающим до 8 тыс. зрителей. Вчера, в первый же вечер, здесь состоялась европейская премьера нового блокбастера Люка Бессона «Люси» со Скарлетт Йоханссон в роли женщины-киллера: этот фильм сейчас успешно штурмует кассу в американском прокате. Здесь же, на пьяцца Гранде, пройдут гала-премьеры еще нескольких новых картин, а также показы киноклассики, включая «Леопарда» Лукино Висконти. Помимо этой знаменитой картины, в рамках ретроспективы киностудии «Титанус» в Локарно представят реставрированные копии шедевров Феллини, Антониони, Де Сико, Ардженто и других мэтров итальянского золотого века.

Каждый год в Локарно награждают заслуженных актеров, режиссеров, продюсеров специальными памятными призами. На сей раз почетный «Леопард» достанется Аньес Варда, чей вклад в историю французской «новой волны» трудно переоценить: ее лирическую киноисповедь «Пляжи Аньес» тоже покажут на пьяцца Гранде. Различными специальными наградами увенчают в Локарно актеров Жан-Пьера Лео, Миа Фэрроу, Армина Мюллера-Шталя, Жюльетт Бинош, а также Романа Поланского. Кажется, он посетит Швейцарию впервые после того, как был арестован и провел несколько месяцев в неволе (тогда он приезжал на фестиваль в Цюрих – тоже получать приз за вклад).

В главную конкурсную программу отобрано 17 фильмов. Среди наиболее известных их создателей – португалец Педру Кошта, французы Эжен Грин и Поль Веккиали, а также и филиппинец Лав Диас, чья картина «С того, что раньше» длится почти шесть часов. Все эти режиссеры отличаются склонностью к эстетству и радикальным формам, что не всегда приветствуется аудиторией, однако поощряется кураторами фестиваля. Тем более разительно, что в этой же программе оказался «Дурак» Юрия Быкова – фильм, слепленный из совсем другого теста.

«Дурак» по конструкции вписывается в серию социально-критических российских фильмов недавнего времени о бесправии человека и попытке противостояния. Это и «Долгая счастливая жизнь», и «Дубровский», и самый знаменитый из всех – «Левиафан». Впрочем, по художественному методу это очень разные произведения. И «Дурак» среди них отличается наиболее прямолинейной, плакатной стилистикой, что не является ни достоинством, ни недостатком, а просто присущим этой картине качеством.

Вынесенный в заглавие «дурак» – простой, патологически честный провинциальный сантехник, он же студент-заочник строительного вуза. Ютится с женой, маленьким сыном и пожилыми родителями в крохотной убогой квартире. Не сумев отказаться от внеурочного ночного вызова, он на свою голову обнаруживает трещину в аварийном доме, где расположено старое общежитие и обитают восемьсот представителей всякого разного люда. Сыпется фундамент, и крен здания составляет уже 10 процентов. Герой посреди ночи поднимает на ноги верхушку городской администрации, которая аккурат в это время гуляет на банкете. Вырисовывается гоголевская сатирическая картина местного «высшего общества», с которым главному герою предстоит вступить в неравную войну. В этой войне он теряет последних союзников даже в лице собственной жены и обретает врагов…даже среди тех, кого хочет спасти от верной гибели.

Помимо «Дурака», еще один русский сюжет обогатит программу Локарно. Эта документальная лента «Голос Сокурова», снятая в немецко-финско-эстонской копродукции Лееной Килпелайнен, расскажет о знаменитом петербургском режиссере.

"