Posted 6 августа 2007,, 20:00

Published 6 августа 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:23

Updated 8 марта, 08:23

Достоевский против Басаева

Достоевский против Басаева

6 августа 2007, 20:00
Игровые фильмы, по существу затрагивающие «чеченский вопрос», можно пересчитать по пальцам одной руки: «Чистилище» Александра Невзорова, «Кавказский пленник» Сергея Бодрова, «Блокпост» Александра Рогожкина, «Война» Алексея Балабанова и «Александра» Александра Сокурова. Теперь к ним добавляется «Русский треугольник», сн

Действие фильма происходит в Москве, хотя съемки проходили в Киеве. На экране это заметно, во всяком случае, москвичей этот факт смутит, ведь атмосфера украинской столицы так же отлична от российской, как, скажем, тбилисская от ереванской. С такой же мерой приблизительности изображен и московский уголовный розыск, в котором происходит изрядная часть событий фильма. После скоропостижной смены начальника его заместитель уже на следующее утро, не скрывая радости по поводу кончины товарища по работе, уже устраивается в кабинете покойного. Не по-русски это – да и вообще, каким черствым бы ни был новый начальник, нарушать обычаи себе дороже. И последняя деталь – главный герой фильма, юный практикант с юрфака, живет с бабушкой, доходов не имеет, а разъезжает на джипе.

Все эти мелочи, на которые иностранное жюри не обратило внимания, у российских зрителей подрывают доверие к картине, и неудивительно, что после премьеры фильма на ММКФ приходилось слышать отзывы вроде следующего: «Чего этот Цабадзе вообще суется не в свое дело? Интересно, что бы ему сказали в Грузии, если бы он снял такой сюжет на грузино-абхазском материале?!»

«Русский треугольник» построен в форме детектива: герой-практикант (его играет «меченосец» Артем Ткаченко) находит «чеченский след» в двух вроде бы независимых цепочках убийств. Шаблонная детективная оболочка со смышленым практикантом (привет от «Сыщика» и «Место встречи изменить нельзя») тоже не увеличивает доверия к сюжету и, главное, препятствует раскрытию характеров: юный герой – фигура служебная и потому не очень интересная, а времени съедает много в ущерб более интересным персонажам.

«Чеченский след» выводит студента сразу на двух мстителей (это и есть «русский треугольник»). Один (Константин Хабенский) притворяется слепым и мстит осевшим в Москве чеченским моджахедам за ослепленного ими брата. Другой, в прошлом учитель русского языка (киевский актер и режиссер Петр Миронов), после гибели жены присоединяется к чеченским повстанцам и бьет из снайперской винтовки двурушников. Персонаж Хабенского, как и практиканта, не представляет собой ничего особенно интересного (тем более что нелепый маскарад не связан с его характером), а вот учитель русского языка и литературы, вставший на сторону боевиков и садистски истязавший пленных российских солдат, – фигура экстраординарная и потому любопытная. Петр Миронов сделал все, зависящее от артиста, чтобы его герой выглядел как реальный человек, а не как плод тенденциозной фантазии. Но без сценарно-режиссерской помощи это невозможно. Сожгли свои родную хату, убили любимую жену – иди, воюй, но превращение тихого интеллигентного учителя в садиста требует психологической детализации, которая в фильме отсутствует. Такова режиссерская манера – все чрезмерности в «Русском треугольнике» подаются как данность, которую не требуется доказывать, словно это документальное кино, персонажи которого не требуют подтверждений своей реальности.

Не работает даже такая деталь, как «Бесы», которых учитель таскает с собой, – вероятно, для того, чтобы забыть на месте преступления. Хотя отсылка к роману Достоевского, будь она по-настоящему связана с картиной, могла бы придать ей объем. Еще более странно, что бывший учитель убивает и тех русских, которые сотрудничают с повстанцами, – к примеру, застрелил прапорщика, который зашел в плен и продал нескольких солдат. Не знаю, были ли в российских войсках случаи торговли солдатами, но выглядит это как пропагандистский прием, поскольку этот мерзавец и его живой товар – единственные русские военные, показанные в фильме.

К слову, не очень ясно, зачем боевикам убивать и уродовать пленных, если они покупают их для того, чтобы с барышом перепродать обратно – ведь с покалеченными предметами торга могут быть проблемы. Впрочем, Цабадзе фактически снимает детектив с элементами хоррора, и ему нужны подобные эффекты.

Факт попадания жанровой ленты в конкурс международного фестиваля, конечно, странен, но актуальность темы взяла верх над эстетическими соображениями. Однако даже если художественная ценность «Русского треугольника» сомнительна, Цабадзе все равно стоит сказать спасибо за то, что будоражит наше робкое общественное сознание. Между тем душевное здоровье нации сильно зависит от того, насколько глубоко она вкапывается в болезненные вопросы. Душевные раны тем и отличаются от физических, что без соли не лечатся.

"