Рус
Eng
Бумажная вселенная

Бумажная вселенная

7 июля 2014, 00:00
Культура
Светлана РУХЛЯ, Санкт-Петербург
В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка «Бумажная скульптура», которая показывает развитие данного вида творчества на протяжении трех десятилетий – с начала 1980-х по 2013 год. Помимо эволюции экспозиция демонстрирует многообразие мысли и формы, которые можно воплотить в столь утилитарном, недолговечном и б

Впервые образцы бумажной скульптуры выставлялись в стенах Русского музея в 2001 году. Это была чрезвычайно любопытная выставка, волею судеб оставшаяся лишь в памяти ее участников, организаторов и зрителей. Какого-либо материального «подтверждения» в виде открыток и каталогов она не оставила. И как знать, все ли из ее хрупких экспонатов «дожили» до нынешнего дня?

Бумага – не бронза, не мрамор; ей не суждено преодолевать столетия, зато она подвержена сиюминутным сменам «состояний» и символическим актам, одним из которых становится медленно поедаемый пламенем скомканный бумажный ком (Иван Говорков. «Скульптура с огнем», 2012), чей рассыпающийся пепел является не финальным аккордом, а новой частью диптиха, рождающегося прямо на глазах у посетителей выставки.

…В руках художника бумага обретает тайные смыслы и оптические эффекты, неузнаваемо меняет фактуру. Колоритные многомерные образы получились у Аделаиды Пологовой, использовавшей при изготовлении бумажных скульптур деревянные каркасы. Не замечающие друг друга, расходящиеся в разные стороны старуха и юная девушка («Две судьбы», 1990-е) – метафорическое прочтение старости и молодости, их сущностных взаимосвязей. Выполненный в тот же временной отрезок скульптурный портрет Пушкина рассказывает о «солнце русской поэзии» не языком школьной программы, а в категориях сугубо человечных и человеческих.

Безвременно ушедшая в мир иной удивительная московская художница Лидия Шульгина представлена в экспозиции рельефами и пластическими объемами христианской тематики, сделанными из газетной бумаги. Среди них – пронзительный «Исход» (1995), пронизанные мистицизмом «Дом, открытый с четырех сторон» (1993) и «Заглянувшие в бездну» (1993); созданная за два года до смерти скорбная, кажущаяся сегодня пророческой фигура Богоматери (1998).

Другие участники проекта выстраивают с помощью бумаги сложные ассоциативные ряды. Такова, например, работа Олега Кудряшова «Альцгеймер. Доска № 2573» (2002–2013). Черные изломанные линии, «прорезывающие» измятый бумажный лист, желто-сине-зеленая цветовая гамма словно воссоздают распадающееся сознание больного человека, с яркими проблесковыми «маячками» уходящей памяти и нарастающей тревожностью. Софья Азархи в своем цикле «Мигрень. Симптоматика» (2011) исследует физиологию боли. Реализованные в технике ручного литья бумажные рельефы – «Потеря ориентации», «Тошнота», «Звуки оглушительны», «Боль справа» – внимательно фиксируют едва уловимые изменения самочувствия. Своего рода «геометрический психоанализ» являет в резко-напряженной конструкции «Разорванная душа» (2012) Елена Зарецкая.

Не обошлось в экспозиции и без «памятников» бумажным поделкам, широко известным как искусство оригами. Трогательные «весточки» из детства «Самолетик» (2001) и «Кораблик» (2000) воссоздал в бронзе Михаил Дронов. Всего же в рамках «бумажной выставки» экспонируется более сотни разноплановых произведений.

Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter