Posted 6 июля 2014,, 20:00

Published 6 июля 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:21

Updated 8 марта, 04:21

Рыцари анимации

Рыцари анимации

6 июля 2014, 20:00
В Новосибирске завершается мастер-класс-фестиваль детского мультипликационного кино «Жар-птица». Этот уникальный проект существует уже 11 лет и на сегодняшний день стал главным перекрестком для всех российских детских мультстудий. На нынешнем фестивале их 58 – из 33 городов и поселков, а всего за годы существования «Жа

«Жар-птица» – это не просто конкурсный фестиваль детских работ. В первую очередь это кинофорум для мультпедагогов, которые приезжают сюда обменяться опытом, повысить квалификацию и, как говорят сами гости, «зарядиться вдохновением». Положим, решил какой-нибудь детский сад сделать мультстудию для своих воспитанников – педагог-энтузиаст отправляется на «Жар-птицу», чтобы получить ликбез. Он пребывает в статусе «Чайника» (такие разряды для участников придумал оргкомитет), чтобы поучиться у «Титанов» (опытных мультипликаторов, режиссеров, педагогов) и позаимствовать опыт «Самоваров» (руководителей уже существующих студий). В этом смысле мастер-класс-фестиваль «Жар-птица», кажется, не имеет аналогов. Благодаря ему только в районе Новосибирска появилось более 20 новых студий, в Ханты-Мансийске – более 15. И так по всей Сибири.

Впрочем, восхищаются деятельностью вдохновителя и руководителя «Жар-птицы» и «Поиска» Петра Ивановича Анофрикова лишь в узком кругу причастных. Для большого мира радости и проблемы анимационного студийства стоят далеко не на первом месте. А жаль. Сегодня наша детская анимация давно уже стала мощным социокультурным феноменом, который не стоит недооценивать.

На церемонии открытия фестиваля студия «Поиск» показывала костюмированное представление о том, как злодеи заменили настоящую живую Жар-птицу на механического двойника – и двойник околдовал детей, лишив их воли и заставив себе поклоняться. Эта сказка с намеком, пожалуй, очень хорошо описывает роль мультипликационных занятий в жизни детей: рисование песком, лепка из пластилина, придумывание историй, создание и одушевление персонажей – все это становится одним из важнейших островов спонтанной, рукотворной деятельности в жизни современного ребенка, которая все больше заполняется машинерией и компьютерными кодами. Процесс создания анимационного фильма включает в себя невероятное количество разных навыков – от умения рисовать, слышать или сочинять музыку, придумывать истории и вплоть до знания законов физики, которое необходимо для одушевления героев. В этом коллективном деле может найти себя почти каждый. Работая над анимацией, дети учатся терпению и сотрудничеству, развивают фантазию и мелкую моторику, осваивают изобразительное искусство и литературу.

Свойства этого созидательного процесса таковы, что сегодня анимация используется все чаще для решения не только досуговых, но также социальных и даже медицинских задач. На «Жар-птице» можно увидеть студии, созданные при детских домах, в презентуемой на фестивале книге есть рассказ Михаила Софронова (студия «Да!») о работе в детских хосписах, а мастер-классы ведет Евгения Жиркова – ведущий аниматор проекта «Мульттерапия».

Судя по рассказам Жирковой, анимация дает бесценный по диапазону инструментарий для работы с самыми разными сложными жизненными ситуациями. «Со слабослышащими детьми мы стремимся, чтобы ребенок не боялся говорить, озвучивать мультфильм, и это помогает ему вырабатывать контактные навыки. С детьми из детских домов мы отрабатываем навык ответственности за свои действия и доведения дела до конца, поскольку им очень важно, чтобы получался какой-то результат. Если мы ставим работу с детьми с нейроинфекциями – мы прорабатываем моторику, чтобы через это воздействовать на мозг. То есть особенности детей диктуют нам, каких целей мы будем достигать», – рассказала «НИ» Евгения Жиркова.

Несмотря на то, что «Мульттерапия» существует уже много лет и весьма знаменита в определенных кругах, никакого постоянного финансирования ни у этого проекта, ни у других анимационно-терапевтических начинаний нет. Все это делается отчасти на волонтерских основах, отчасти на деньги фондов, порой на единичные государственные гранты.

Точно так же нет ни стабильности, ни уверенности в завтрашнем дне у всей детской мультипликации. Большинство студий живет за счет голого энтузиазма своих основателей, да и сам фестиваль «Жар-птица» далеко не каждый год получает государственное финансирование. Жизнь фестиваля не поражает пышностью, как это бывает на некоторых взрослых смотрах. Впрочем, участников это не смущает. Ведь сюда приезжают вовсе не те, кто ценит комфорт и роскошь, а настоящие благородные энтузиасты, которые верят, что анимация может если не спасти мир, то хотя бы сделать его немного лучше.

"