Posted 6 июля 2009,, 20:00

Published 6 июля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:35

Updated 8 марта, 07:35

Пурпурный скандал в Ростове

Пурпурный скандал в Ростове

6 июля 2009, 20:00
Легендарная группа Deep Purple оказалась в центре скандала в Ростове-на-Дону. Российское авторское общество (РАО) возмутилось нарушением авторских прав «пурпурных» при организации ростовского концерта в октябре прошлого года. Суть судебного решения сводится к тому, что если солист Ян Гиллан исполняет на территории Росс

Эта сумма должна быть взыскана «в пользу Яна Гиллана, Роджера Гловера, Стива Морса и Яна Пейса за несанкционированное публичное исполнение композиций Яна Гиллана, Роджера Гловера, Стива Морса и Яна Пейса». Эта формулировка из постановления суда звучит, конечно, уморительно. Но, пока над постановлением издевались блогеры в онлайн-дневниках, дело получило продолжение. Оказалось, что громкие имена легендарных рокеров затмили не такое громкое имя настоящего ответчика.

«Злостным неплательщиком авторского вознаграждения» назван организатор гастролей «пурплов» в Ростове-на-Дону компания «Юг-Арт», которая намерена оспорить судебное решение в кассационной инстанции. «Юг-арт» не согласен с решением суда, потому что компания не использовала произведения Deep Purple, а сами музыканты (они же – авторы песен) исполняли свои произведения. До нового суда представители «Юг-Арта» во главе с директором компании Сергеем Гришиным от комментариев отказываются: их позиция изложена в кассации, и больше они говорить ничего не намерены.

В РАО утверждают: дело не в том, что Ян Гиллан не заплатил самому себе, а в том, что именно ростовские прокатчики, а не группа, не получили лицензию на исполнение и не выплатили авторские. Если еще проще – Deep Purple получили не все причитающиеся им деньги, а только гонорар за выступление (без этих самых пресловутых авторских), и РАО борется за права прославленных музыкантов.

Заместитель генерального директора Российского авторского общества Олег Патрин так объяснил «НИ» сложившуюся ситуацию: «РАО получает вознаграждение не с группы, чтобы ей же потом и отдать за вычетом своей комиссии (если исполнитель является и автором одновременно), а с организатора выступления». По стандартной схеме организатор выплачивает исполнителю гонорар, а авторские отдельной строкой должны поступить на счет РАО. «Вознаграждение, собранное РАО, является дополнительными средствами, которые получает автор-исполнитель и которые недобросовестные организаторы стремятся незаконно удерживать», - уточнил Патрин.

Противники РАО говорят, что за права артистов авторское общество борется не совсем бескорыстно. Действительно, около 15 процентов от суммы авторского гонорара уходит в бюджет этой организации – это называется комиссией. Впрочем, зарубежные компании точно так же удерживают свой процент.

Сами Deep Purple давно передали свои авторские права на публичное исполнение всех своих хитов в управление двум серьезным организациям: английской PRS и американской BMI. Без ведома этих компаний рок-звезды уже не могут распоряжаться своими песнями. Специально для «НИ» вспыхнувший скандал прокомментировал главный менеджер по международным вопросам английской компании PRS for Music Йан Блэк: «По Соглашению о взаимном представительстве интересов между PRS и РАО, РАО получило от PRS право на сбор вознаграждения за публичное исполнение произведений из репертуара PRS в Российской Федерации». Это значит, что именно РАО должно собирать авторское вознаграждение за исполненные «пурплами» песни на злополучном прошлогоднем концерте в Ростове. Блэк особо подчеркнул, что все вышесказанное касается тех пятнадцати песен, которые Deep Purple исполнили на концерте в Ростове.

«Мы надеемся, – сказал Блэк, – что любой пользователь репертуара нашей компании в России, включая организаторов концерта Deep Purple, будет в дальнейшем полностью соблюдать свои обязательства по выплате авторского вознаграждения РАО в соответствии с российским законодательством». Ко всему, англичане выразили надежду, что РАО предпримет решительные действия против недобросовестных организаторов концертов.

Чем закончится «дело об исполнении собственных песен» –неизвестно, но пока ни РАО, ни «Юг-Арт» на мировую идти не собираются. Впрочем, большинство экспертов сетуют не на администрацию или организаторов, а на законодательство. Ростовский журналист Диана Дадашева, занимавшаяся судебной тяжбой вокруг Deep Purple, отметила несовершенство российских законов в области шоу-бизнеса: «У кого юристы будут лучше, те и выиграют дело».

"