Posted 6 июля 2006,, 20:00

Published 6 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Ожившие холсты

Ожившие холсты

6 июля 2006, 20:00
Гибель Грозненского музея – одна из культурных катастроф конца ХХ века. До сих пор не найдено следов сотен шедевров. Но и судьба тех картин, которые удалось спасти из-под руин, до сих пор не ясна. Есть надежда, что в скором времени музей откроется заново, и его разбросанная войной коллекция вновь станет одной из жемчуж

К своему юбилею Третьяковская галерея устроила выставку сотни самых интересных картин со всех концов России. Экспозицию, до сих пор работающую в залах на Крымском Валу, открывает небольшой, круглый по форме натюрморт – аппетитные фрукты с медовыми сотами, выполненные академиком Фомой Тороповым (1821–1898). Торопов, к слову сказать, расписал потолок Исторического музея родословным древом русских царей. История этой его картины больше связана не с XIX, а с перипетиями конца ХХ века. На этикетке подпись: «Национальный музей Чеченской Республики».

Музея на самом деле сейчас не существует. Еще пять лет назад натюрморт представлял собой искромсанный кусок холста на круглой раме, который валялся среди развалин дома на проспекте Революции города Грозного. Прямо на виноградной лозе была рваная дыра, в других местах осыпалась краска, и вместо сочных тонов поверхность покрывал слой грязи. Торопову еще повезло. Реставраторы из московского Центра Грабаря смогли довольно быстро очистить холст и восстановить утраченный кусок. От других шедевров оставались только лохмотья, которые извлекали из-под кирпичей и рухнувших балок. 60 картин в самом страшном состоянии удалось переправить в Москву, и они, по сути, писались заново.

Гибель Грозненского музея стала одной из самых запутанных и трагичных страниц чеченской войны. Как всякий региональный музей, в 1930-е, а затем в 1960-е годы грозненский получил изрядное количество картин из центра (от Третьяковки, Русского музея, Эрмитажа), и тут же из обычного форпоста краеведения превратился в уважаемую галерею. Этот статус был уничтожен в одночасье: в начале 1990-х стали поступать сведения, что Дудаев продает самые ценные экспонаты (оружие, ковры, изделия с драгоценными камнями). Шедевры действительно стали «всплывать» в столичных антикварных лавках. Федеральные власти ничего не могли поделать.

В 1994-м музейное здание было превращено в пункт сопротивления федеральным войскам на подходе к президентскому дворцу. Несколько месяцев под его руинами лежали остатки экспозиции, пока на развалах в марте 1995-го не начали работу сотрудники МЧС. Именно тогда были извлечены почти 500 картин, 60 из которых нуждались в немедленной реставрации. Их специальным рейсом отправили в Москву, а остальные остались в Грозном.

К слову сказать, руины – не единственный путь обретения шедевров. В 2001-м два замечательных портрета XVIII века появились на лондонском аукционе со стоимостью почти в 200 тысяч долларов. Их удалось вернуть. Из сетей «черного» антикварного рынка в 2002 году также удалось спасти первоклассный портрет Маковского. Как минимум десяток работ из Грозненского музея еще продолжает «курсировать» из рук в руки неизвестных собирателей.

Между тем основной «удар» пришелся на реставраторов, которым давно уже не приходилось сталкиваться с такими «жертвами» войны. «Более пяти лет, миллиметр за миллиметром мы, отложив многочисленные заказы из других музеев, восстанавливали 60 картин, деформированных, изувеченных, разорванных, осыпавшихся, – рассказала «НИ» заведующая отделом реставрации масляной живописи Центра Грабаря Надежда Кошкина. – Теперь они все переданы в общемузейный фонд. И мы о них ничего не знаем. Наша работа закончена, но мне по-человечески обидно, что ее очень быстро забыли. Сейчас все лавры пожинают либо чиновники, либо Третьяковская галерея, где проходят выставки возвращенных произведений. Знакомая история: реставраторы геройскими усилиями возвращают бесценные картины, а сами находятся в бедственном положении. К сожалению, сегодня вместе с картинами гибнет и реставрационная школа».

На вопрос, известно ли, в каком состоянии находятся картины, оставшиеся в Чечне, Надежда Сергеевна ответила отрицательно: «Наши эксперты детально изучили лишь те работы, что доставлены в Москву. Не исключено, что многие вещи в Грозном также нуждаются в реставрации».

После катастрофы появились две точки зрения на будущее спасенной коллекции. Одни считали, что ее нужно оставить в России, распределив по главным музеям. Другие – и эта позиция сегодня перевесила – картины нужно возвратить Грозному, когда будет восстановлено здание музея. Судя по всему, в скором времени будет принята государственная программа воссоздания Грозненской картинной галереи, тем более что в ней готовы участвовать и негосударственные фонды и организации.

"