Posted 6 июля 2005,, 20:00

Published 6 июля 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 02:35

Updated 8 марта, 02:35

Люди и куклы

Люди и куклы

6 июля 2005, 20:00
III Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол «Чир Чайаан» (Дух земли) открылся на днях ритуальным шествием, которое возглавили «прародительница хакасов Белая Волчица» и Алексей Лебедь, глава республики. Участники, съехавшиеся на фестиваль, из Абакана отправились по городам и поселкам. А закончится «Чир

Самым неожиданным спектаклем фестиваля «Чир Чайаан» стала финская постановка популярной сказки «Красавица и чудовище». Режиссер Тимо Вэнтси (он здесь выступает также и как художник, и как артист) предложил свою версию любовной истории. Этот спектакль адресован взрослым зрителям, успевшим сильно подрастерять иллюзии юности. История, сильно отличающаяся от традиционного варианта с хеппи-эндом, рассказана от лица слуги Чудовища (его-то и играет сам Вэнтси). В роли Хозяина – больного старого человека с острыми чертами лица – выступает огромная кукла. В роли Красавицы – смешной большой желтый носок. Роковая встреча несчастного Чудовища и легкомысленной Красавицы – для Тимо Вэнтси лишь эпизод, причем не главный, долгой и конфликтной жизни этих персонажей. Красавица – соседская девчонка – приедет в гости на своем автомобиле, споет песню и уедет, пообещав вернуться. А получивший свою последнюю в жизни надежду старый человек будет напрасно ее ждать в пустом доме (слуга отпущен). Едва досидев до обещанной полуночи, он свернется калачиком на огромной постели. Неверным радостям любви Красавицы Тимо Вэнтси противопоставляет надежность мужской дружбы.

Верный слуга неожиданно возвращается. Пробормотав в свое оправдание что-то про отмененный автобус, он накапает в стакан Хозяину сердечных капель, приляжет рядом с книгой в руках, готовый в любой момент прийти на помощь. Легко ли решиться на любовь? И легко ли отличить Красавицу от Монстра? Вэнтси задает зрителю эти недетские вопросы, на которые нет готовых ответов.

Тайваньский театр кукол привез в Хакасию своих традиционных героев – невероятной красоты перчаточных кукол, у которых движутся даже пальчики на руках. Они умеют обмахиваться веером, драться на мечах. Филигранное мастерство тайваньцев недаром оттачивалось столетиями. Тувинские же кукольники сыграли свой спектакль прямо в юрте. Камерный театр «Пилигрим» из подмосковной Коломны предложил зрителям самим сыграть роли богатырей и пострелять из лука.

Несмотря на то что в названии фестиваля заявлены театры кукол, он гораздо шире. Рядом с драматическими спектаклями проходят концерты симфонической и этнической музыки, открываются выставки. В рамках фестиваля идет интересная кинопрограмма. В документальном разделе явно выбился в лидеры десятиминутный фильм Zoo, снятый Максимом Усовым и Натальей Новожиловой в зоопарке (без единого слова авторского комментария). А в игровой программе событием стал неординарный авторский проект «Между воскресеньем и субботой» Алексея Шишова и Бориса Константинова. Рассказ ведется от лица слепого кукольника, который ходит по немецкому Фрайбургу с марионеткой в руках. Камера скачет так, что не видно лиц актеров – ее безумные прыжки передают восприятие мира незрячими глазами. И вместе с героем мы вглядываемся в не видимую им любовь – немолодую скрипачку, спешащую по городу и собирающую бумажные кораблики.

Хозяин фестиваля – Хакасский национальный театр кукол «Сказка» – приурочил к этим июльским дням премьеру знаменитой пьесы Эрика Шмитта «Оскар и Розовая дама». В постановке Евгения Ибрагимова тексты писем Богу умирающего от рака десятилетнего мальчика впервые (после Даниэль Дарье и Алисы Фрейндлих, блестяще сыгравших Оскара в драме) произнесут куклы. По мысли постановщика, придумавшего три года назад фестиваль «Чир Чайаан», – именно куклы лучше всего могут сказать нам о жизни, которую человек сам подгоняет к концу. Им ли этого не знать, нашим творениям, живущим бок о бок со своими создателями, умирающим и воскресающим по нашей прихоти.

"