Posted 6 июля 2004,, 20:00

Published 6 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Мумия возвращается

Мумия возвращается

6 июля 2004, 20:00
В Британском музее начала работу беспрецедентная выставка. На ней представлен только один экспонат – мумия жреца Ниспереннаба, лежащая в деревянном саркофаге. С помощью новых технологий устроители музейного шоу превратили посетителей в археологов, открывающих захоронение трехтысячелетней давности.

Египетские мумии, начиная со второй половины XVIII века, считаются в Европе и Америке главной музейной приманкой. Идеально сохранившиеся тела знати, жившей 3–4 тысячи лет назад, секретные рецепты бальзамирования, расписные саркофаги с тайными молитвами, таинственные клады, сопровождавшие умершего – все это вызывает у зрителей смесь любопытства и страха (прямо по Фрейду – эрос и танатос). Не случайно египетские гробницы – идеальные декорации для съемок триллера, а восставшие мумии, если судить по голливудским блокбастерам, куда как эффектней разномастных вампиров и прочей средневековой нечисти.

«Мумиемания», буквально захлестнувшая Европу во времена наполеоновских войн, конечно, докатилась и до России. По императорским и академическим заказам русские миссионеры вывозили из Египта то, что еще оставалось после французов и англичан. Египтяне начали активно подделывать саркофаги и класть туда свежепреставившихся сограждан.

В Эрмитаже и Пушкинском сейчас хранятся, возможно, не самые роскошные, но подлинные и вполне достойные тела. Были у нас до революции и свои частники–любители бальзамированных сокровищ: ивановский купец Дмитрий Бурылин вывез из Каира одну из мумий для личного музея, которая в результате почтовых нестыковок изрядно поплутала по стране, заехав даже в Воронеж. Теперь эта мумия лежит в Ивановском художественном музее в специально для нее построенной гробнице.

Между тем большинство мумий, хранящихся как у нас, так и в европейских столицах, – жертвы музейного вандализма. Для их научного изучения мумии «раздевали» – снимали ленты, доставали талисманы и проводили анализы останков. Мало того, что не сохранялась целостность памятника (что по нынешним меркам музейщиков – преступление), освобожденные от лент мумии тут же разрушались под действием воздуха.

Открывшаяся выставка в Британском музее, по мнению кураторов, – революционный шаг в египтологии. С помощью компьютерных технологий, преобразующих рентгеновские лучи, реставраторы смогли проникнуть «вглубь» мумии, не открывая саркофага и не распутывая останки. Экспонат вполне отвечал требованиям опыта – мумия жреца из Карнака, хранится в музее с 1790 года и еще не была тронута ни одним археологом. То, что увидели ученые на экране, настолько их потрясло своей первозданностью, что они решили поделиться открытием с простыми смертными.

Теперь в специальные часы в отдельном зале Британского музея проводятся своеобразные перфомансы-кинопоказы. Посетители попадают в темную комнату, где в одном отсеке им предлагают познакомиться с секретами египетского культа мертвых, а в другом на экране проявляются разные части мумии, сопровождаемые подробными комментариями. Картинка напоминает очень четкие медицинские снимки. Зрители видят все дефекты тела сорокалетнего жреца (он умер, скорее всего, от опухоли мозга), все талисманы, обмотанные лентами, даже капли застывшей смолы, расплесканной древними бальзамировщиками. По завершении показа в зале вспыхивает свет, и зритель остается один на одни с закрытым саркофагом.

Кажется, ничего особенно – музейщики просто вскрыли свою внутреннюю археологическую кухню. Однако эффект от такой игры со зрителем превзошел самые смелые ожидания: билеты на показы раскуплены чуть ли не до конца работы экспозиции (до января 2005 года), а десятилетние научные исследования британских египтологов получили мировой резонанс и даже окупились.




Музей на паперти

"