Posted 6 июня 2013,, 20:00

Published 6 июня 2013,, 20:00

Modified 7 марта, 11:50

Updated 7 марта, 11:50

Фабрика слёз

Фабрика слёз

6 июня 2013, 20:00
В эту среду стало известно, что отныне курировать работу Департамента кинематографии будет лично министр культуры РФ. На сайте ведомства это решение объясняется «новыми задачами», поставленными в конце мая перед Минкультом на совещании с президентом РФ. «Новые Известия» попытались нарисовать картину перемен, которые мо

Российский президент в ходе встречи с кинематографистами в своей резиденции «Бочаров ручей» особо отметил, что с 2000 года госфинансирование отечественного кино увеличилось в двенадцать с половиной раз – с 528,6 млн. рублей в начале нулевых до 6 млрд. 600 млн. рублей в этом году. «Государство делает многое, чтобы российская киноиндустрия стала конкурентоспособной и отвечала требованиям времени», – сказал Владимир Путин, добавив, что нашему зрителю нужны фильмы, обращенные к нормальным человеческим отношениям и чувствам, а также картины, которые вызывают гордость за свой народ и его историю. По словам президента, озвученные характеристики «только лишь пожелание», никакой цензуры или диктатуры со стороны государства нет и быть не может: «Деятелям культуры дана полная свобода выбора и самовыражения».

Между тем министр культуры Владимир Мединский неоднократно заявлял, что в этом году возглавляемое им ведомство определило ряд приоритетных тем кино, в числе которых, например, 70-летие Победы в Великой Отечественной войне, борьба с наркоманией, герои труда, 100-летие Первой мировой войны. Заявки на такого рода ленты будут рассматриваться государством в первую очередь. По мнению г-на Мединского, сейчас нужно сконцентрироваться на съемках добротных патриотических блокбастеров, социально значимых фильмов, таких, как «Легенда № 17».

Киновед Леонид Павлючик в беседе с корреспондентом «Новых Известий» заметил, что в условиях госзаказа на «важнейшее из искусств» существует опасность, что за так называемые социально значимые темы будут браться самые обыкновенные халтурщики и делать фильмы, соответствующие их уровню «мастерства». Из-за чего на выходе будет получаться то, что зачастую демонстрировалось в советское время. Например, нужно было кино о производстве, о сельском хозяйстве или о деловом человеке, и ремесленники средней руки брали и делали средние, но как бы социально важные фильмы. «Такая опасность есть, но это то, с чем, вероятно, придется смириться, поскольку государство дает деньги и будет требовать то, что ему нужно, – отметил г-н Павлючик.

По словам нашего собеседника, государство не создало условий для того, чтобы кинематографисты не брали из бюджета деньги на производство фильмов: «В нормальной стране, особенно такой огромной, как Россия, кино должно окупаться, приносить прибыль, чтобы на эти деньги можно было снимать новые фильмы, а не просить средства у государства. Какие-то формы господдержки существуют в крупных европейских странах, но это же не стопроцентная поддержка, когда государство уже действительно вправе диктовать свои условия».

Режиссер Александр Котт, снявший, в частности, ленту «Брестская крепость» и две части «Ёлок» в свою очередь сказал «НИ», что социально значимое кино – это кино о болевых точках нашего общества: «Такие фильмы должны быть. Другое дело, что социально значимые темы для всех людей разные». По его мнению, массовая аудитория не пойдет на серьезные «проблемные» фильмы: «Массовый зритель не будет платить собственные деньги за картины, при просмотре которых надо подключаться, переживать, страдать. Такой зритель ходит на веселое позитивное кино. А если и патриотическое, то на такое, как «Легенда №17».

Единственным примером удачного отечественного блокбастера пока остается «Легенда № 17».
Фото: RUS. RUVR.RU

Еще одним нововведением этого года по части кино можно считать следующее: отныне Фонд поддержки отечественного кинематографа не будет распределять госсредства между кинокомпаниями-лидерами, как это было раньше, а станет выделять деньги под конкретные проекты. Приоритет опять же будет у фильмов так называемой социальной направленности. Как пояснил «НИ» продюсер и руководитель кинокомпании «СТВ» Сергей Сельянов, институт лидеров остается, но теперь они должны будут каждый свой проект представлять в Фонд кино. «Весь вопрос в том, кто именно будет оценивать проекты и принимать по ним решения. Если, скажем, решение будет принимать лично министр культуры, то нас это абсолютно не устроит, – отметил г-н Сельянов. – Потому что решение подобных вопросов должно находиться в компетенции представителей отрасли. Если состав экспертного совета будет достойный и правильный, то почему бы и нет? А если там будет какая-то вкусовщина и идеологическая ангажированность, то, естественно, мы будем с этим бороться».

Как сказал «НИ» режиссер Владимир Мирзоев, «так называемые «лидеры кинопроизводства» – это такая же обслуга постсоветской номенклатуры, как и сам институт, которым руководит г-н Мединский. Общество и бюрократия сегодня – непримиримые оппоненты, но они могут стать врагами, если произвол и насилие не прекратятся. Предложенный «новый старый» способ делить бюджетный пирог, по-моему, ничем не лучше и не хуже, чем предыдущая схема. Ключевое слово здесь – «пирог», а не «конкуренция».

По его мнению, кое-что зависит от состава экспертного жюри при Министерстве культуры, но все равно независимые талантливые проекты окажутся за бортом из-за так называемого «залога»: «Чтобы заявку рассмотрели, нужно внести залог – полтора миллиона рублей. Кто может себе позволить такую роскошь? Вряд ли те, кто генерирует смыслы, то есть режиссеры и сценаристы». Режиссер Мирзоев добавил, что интеллектуалы попадают в полную зависимость от вкуса и умственного развития продюсеров, которые всегда держат нос по ветру. Как отметил собеседник «НИ», «хаос и деградация отрасли обеспечены. У нас во всех сферах жизни происходит одна и та же история: номенклатура захватывает ресурсы, которые принадлежат обществу, тут же возникает монополия – эффективность и качество продукта или услуги устремляются к нулю».

Впрочем, по мнению Леонида Павлючика, механизм, когда госсредства выделяются под конкретный проект, может быть эффективным. Другое дело – в нашей стране по пальцам одной руки можно пересчитать режиссеров, способных снимать качественный зрительский мейнстрим: «У нас есть когорта кинематографистов высокого класса, которые снимают, прямо скажем, фестивальное кино. И есть режиссеры, снимающие кино кассовое, но, в общем-то, низкопробное. На поток поставить кассовые, но при этом качественные фильмы не получится».

Лента «Легенда № 17» – первый за последние несколько лет российский фильм, который принес своим создателям реальную прибыль. До этого все картины, на которые государство выделяло деньги, были либо убыточными, либо едва-едва окупались. Ни о какой значительной прибыли речи вообще не шло. При этом надо учитывать, что над «Легендой» работали четыре года и потратили на ее производство около 10 млн. долларов. Вряд ли государство станет выделять под каждый проект столь значительные суммы. Так что рассчитывать на то, что подобное кино удастся поставить на поток, не приходится: сама система нынешнего кинопроизводства не выстроена таким образом, чтобы кассовые хиты рождались в массовом порядке.

Сергей Сельянов уверен, что если в России будет производиться больше фильмов, то и процент качественных лент увеличится, что поможет вернуть нашего зрителя в кинотеатры. «Мы показываем примерно 230 американских фильмов в год, – сказал кинопродюсер. – Из них примерно половина – провальные, они собирают меньше миллиона долларов в нашем прокате. А российских зрительских фильмов производится 40 – максимум 50 в год. В советское время ежегодно производилось 150 фильмов. Сейчас вместе с авторскими и дебютными – 70–80. Если мы снова будем производить в два раза больше картин, то велика вероятность, что появится не одна «Легенда № 17», а гораздо больше».

"