Posted 6 апреля 2009,, 20:00

Published 6 апреля 2009,, 20:00

Modified 8 марта, 07:31

Updated 8 марта, 07:31

Они ушли на север

Они ушли на север

6 апреля 2009, 20:00
В то время как в московском Гостином Дворе бушевали нешуточные кинематографические страсти, в Гатчине проходил XV фестиваль «Литература и кино». Это один из немногих кинофорумов, имеющих четко обозначенную культурную нишу – его игровой конкурс включает только экранизации, а неигровой – ленты о писателях и поэтах. Друго

Фестивали, проходящие в небольших городах, – это обычно свой, замкнутый мир. Гости и участники подобных мероприятий традиционно живут только фестивальной жизнью, не так сильно интересуясь новостями извне, новостей обычно хватает и на самом кинофестивале. Журналисты бегают с просмотра на пресс-конференцию и обратно, и больше всего их волнует, приедет ли на фест тот или иной заявленный ранее актер или режиссер. Но в этом году все же покой фестиваля «Литература и кино» был нарушен, получаемыми периодически вестями с «большой земли». Коллеги, работающие на съезде, регулярно присылали в Гатчину эсэмэски с горячими новостями. Стоит отметить, что даже зрители фестиваля проявляли интерес к происходящему в эти дни в Москве. На творческих вечерах Сергея Никоненко и Станислава Говорухина из зала приходили записки с вопросами о съезде и о том, что сейчас происходит в Союзе кинематографистов. Однако как только фестивальная публика узнавала какие-то подробности, ей тут же хотелось снова окунуться в более культурную атмосферу.

Из 11 фильмов игрового конкурса два имели в основе классические произведения. Первый – «Взятки гладки» Игоря Масленникова по пьесе Островского «Доходное место», где режиссер с безопасной дистанции продолжает рассматривать российский XXI век с помощью XIX, проводит аналогии между тогдашней и нынешней коррупцией. Второй – почти не привязанный к современности «Морфий» Алексея Балабанова по рассказу Булгакова и его повести «Записки юного врача», заканчивающийся самоубийством молодого интеллигента под воздействием наркотических препаратов, плохих инородцев и кровавой социальной революции. За четырьмя фильмами стояли произведения относительно известные, причем три из них на военную тему, а один – на морскую: «Пленный» Алексея Учителя опирается на рассказ Владимира Маканина о том, как российский солдат, свыкшийся с юным чеченским пленником, в минуту опасности вынужден его убить, «Живи и помни» Александра Прошкина отсылает к одноименной повести Валентина Распутина, где описаны нравственная смерть солдата-дезертира и трагическая гибель его жены, а «Обреченные на войну» Ольги Жулиной – на повесть Василя Быкова «Пойти и не вернуться», в которой дезертировавшему партизану тоже противопоставляется его незапятнанная подруга. Никто не спорит с тем, что женщины составляют лучшую половину человечества, но зачем это нужно подчеркивать именно сейчас, не совсем понятно. «Пленный» чуть актуальнее, но очевидная нелепость сюжетных обстоятельств и банальность морали сводят его достоинства к хорошему зрительному ряду и убедительной игре актеров. Что же касается «Пассажирки» Станислава Говорухина по мотивам морских рассказов Станюковича, то эта лента, если вспомнить юбиляра Гоголя, очень напоминает приятную во всех отношениях даму из «Мертвых душ». Единственное, чего не хватает этой истории любовного поветрия, случившейся на военном корабле, – ураганной мощи, которую так впечатляюще показал Стефан Цвейг в «Амоке», чья заключительная фаза тоже связана с морем.

Еще в четырех лентах использованы совсем уж малоизвестные литературные источники. Это «Наследники» Константина Одегова по повести Сергея Козлова «Мальчик без шпаги» про подростка из спивающейся семьи, фантастическая комедия Владимира Аленикова «Улыбка Бога» по «Рыжему городу» Георгия Голубенко на сюжет «машины времени», «Иллюзия страха» Александра Кириенко – психологический триллер по мотивам книги первого вице-премьера Украины Александра Турчинова, герой которой перестает отличать сон от яви и реальный кошмар от внушенного, и «Новые времена, или Биржа недвижимости» Галины Евтушенко, которая базируется на повести киноведа и сценариста Льва Рошаля и является современной вариацией на классический сюжет «карьеры через постель», ранее обыгранный Стендалем («Красное и черное»), Бальзаком («Утраченные иллюзии»), Мопассаном («Милый друг») и Джоном Брейном («Путь наверх»). Первая из них настолько наивна, что ее лучше бы сразу отправить в прокат, обходя фестивали и кинопрессу. Вторая местами симпатична, но очень уж легковесна. Третья смахивает на бред, иногда шевелящий волосы на теле. Четвертая наиболее актуальна, но имеет тот же недостаток, что и «Мордашка» Андрея Разумовского с Дмитрием Харатьяном – ее персонаж хоть и типичен, но настолько мелок и предсказуем, что следить за его восхождением (на пост директора института) неинтересно. В результате не слишком продолжительного совещания жюри под предводительством дипломатичного ректора Литинститута Сергея Есина нашло решение стоявшей перед ними распределительной задачи: лучшим фильмом признало «Живи и помни», лучшую режиссуру усмотрело в «Пленном», а специальным призом отметило «Пассажирку». Приз кинопрессы достался документальному фильму Валерия Харченко «Бродский. Довлатов. Свобода последнего слова», где создан двойной портрет виднейших представителей питерской культуры, чье творчество вышло далеко за пределы города на Неве. Жюри документального конкурса присудило главный приз «Мастеру снов» Павла Стрельникова – кинопортрету писателя Владислава Крапивина. Как объяснила это решение участница жюри сценаристка Анна Ганшина, «о Бродском и Довлатове еще много чего снимут, а о Крапивине – вряд ли».

"